Letyshops

Второе дыхание ERP

Дориэн Джеймс и Малколм Л. Вулф

Начало в выпусках: #92, #93

Статья опубликована в The McKinsey Quarterly, 2000, вып. 2, стр. 100-107, а также на сайте: www.mckinseyquarterly.com.

О деталях "перевооружения"

Идея пристроить, как в кубиках Lego, передовые функции к ERP соблазнительна, но реализовать ее не так просто. Стандартные системы ERP используют единую логическую базу данных, к которой обращаются все модули системы для создания общего представления о данных организации. В начале 90-х годов это был дальновидный способ преодоления непоследовательности и разобщенности, ныне такая структура выглядит тяжелой и неповоротливой.

Однако ряд технологий, известных под общим названием "межплатформенное программное обеспечение" (middleware), дает возможность обойти требование о том, что все модули ERP должны пользоваться одной базой данных. Межплатформенное программное обеспечение позволяет компонентам приложений "договариваться" при помощи стандартизованных сообщений, что упрощает связывание систем. В итоге интеграция разобщенных приложений становится более гибкой и управляемой. Кроме того, межплатформенное программное обеспечение может интегрировать приложения не только в границах компании, но и за ее пределами, поэтому оно оказывается особенно полезным в динамичной среде, где альянсы, слияния и поглощения - обычное явление.

В результате такого технического прогресса компании, которые "перевооружают" старые системы ERP или приобретают новые, постепенно начнут ощущать меньшую потребность в получении всех составляющих от одного и того же поставщика. Быстро меняющиеся предприятия, использующие межплатформенное программное обеспечение для управления интеграцией компонентов, вероятно, выберут разных - лучших в своей сфере - поставщиков для каждого вида компонентов (Рис. 1).

Рисунок 1.

В то же время организация, которая уже взяла на себя серьезные обязательства по отношению к крупному поставщику ERP-систем, должна хорошенько все взвесить, прежде чем направляться к другим, лучшим в своей категории. SAP, лидер на рынке ERP, и Oracle, игрок номер два, неизменно расширяют диапазон своей продукции, конкурируя с новыми продуктами в "горячих" функциональных областях.

Компании, развивающие свои ERP-системы, могут держаться первоначальных поставщиков. Такой подход снижает риск, но до некоторой степени заставляет плестись в хвосте нововведений. Другая возможность - использовать продукцию третьих сторон, при том что первоначальные поставщики будут контролировать архитектуру в целом. Также можно сочетать продукцию разных компаний в комплексе приложений, связанных межплатформным программным обеспечением для работы с сообщениями. Предприятие перестает быть зависимым от одного-единственного поставщика, но затраты при этом увеличиваются.

Компании, которым установка ERP-системы обошлась слишком дорого, иногда относятся к ней как к чемодану без ручки (нести тяжело - бросить жалко). И все же ERP-система - это фундамент для целого ряда новых приложений, способствующих повышению стоимости компании. А появление межплатформенного программного обеспечения дает бoльшую гибкость и бoльший выбор компаниям, ищущим ярких решений.

Три стратегии для поставщика

В отличие от начала 90-х годов, когда наблюдался бум в применении систем ERP, 1999 год для поставщиков оказался достаточно вялым. Насыщенность базовых индустриально-рыночных секторов этих компаний (потребительские товары, энергетика, производство и фармацевтическая отрасль), а также нежелание многих фирм внедрять большие системы накануне нового тысячелетия затормозили сбыт. Сейчас поставщики ERP идут к новому росту тремя важнейшими маршрутами.

Первый - проникновение в сектор услуг. Хотя крупные поставщики конкурируют во всех основных отраслях, у них гораздо больше опыта в тяжелой промышленности, чем в сфере услуг. Поскольку между системой планирования производственного предприятия и, скажем, банка, не так много сходства, развитие здесь может оказаться непростым.

Проникновение в новые функциональные области (такие, как электронная торговля, CRM и электронные закупки) - другая вероятная стратегия роста для поставщиков ERP. Им придется либо предлагать свои собственные разработки, либо приобретать компании, которые выпускают дополняющую продукцию (как поступил PeopleSoft, крупный поставщик, купивший компанию Vantive, специализирующуюся на CRM).

Третья возможная стратегия роста - обратиться к потребностям малого и среднего бизнеса. Поставщики могли бы выйти на этот рынок в качестве провайдеров услуг по приложениям (ASPs), которые предоставляют компаниям (на условиях оплаты за каждый раз использования) возможность использовать функции ERP на компьютерных системах поставщика. Это особенно привлекательно для начинающих фирм, которые не могут надежно прогнозировать будущие обороты и позволить себе первоклассную ERP-систему, но и не желают по мере своего развития постоянно менять одну за другой дешевые системы с меньшими возможностями.

Рисунок 2.


Дориэн Джеймс - консультант, Малколм Вулф - партнер в Лондонском отделении компании "МакКинзи".

 

 

Реклама: