Зарубежные стандарты учета и отчетности
Соловьева О.В.
Начало в выпусках: #55, #56, #57, #58
В Великобритании учет регулируется целым рядом документов:
- законодательными актами;
- обязательными и рекомендательными стандартами учета;
- требованиями Биржи ценных бумаг;
- необязательными рекомендациями различных учетных организаций;
- требованиями Европейских директив и рекомендациями Международных стандартов учета.
1. До 1981г. в Великобритании практически не существовало законодательного регулирования финансовой отчетности, которая должна предоставляться компаниями. В 1981г. был принят Акт о компаниях (Company Act 1981), который включал в себя требования 4-ой Директивы ЕС, касающейся форм финансовой отчетности. В 1985г. вступил в силу "обобщающий" Акт о компаниях(Company Act 1985), который объединил требования Актов 1947, 1948, 1967, 1980 и 1981 года. Часть 4-ая Акта о компаниях 1985 определяет правила и форматы (формы) ежегодной финансовой отчетности английских компаний (кроме банков и страховых компаний). Компания имеет право самостоятельного выбора из 2 форм баланса и 4 форм отчета о прибылях и убытках, выбрав которые, должна использовать их постоянно. Кроме баланса и отчета о прибылях и убытках, отчетность компаний должна включать отчет о движении денежных средств и пояснения, причем эти формы отчетности должны быть представлены как для самого предприятия, так и консолидированные. Отчетность должна подтверждаться аудиторским заключением. Акт о компаниях 1985 был исправлен и дополнен Актом о компаниях 1989, который, кроме того, учел требования 7-ой (консолидированная отчетность) и 8-ой (аудит) Директив ЕС и ввел правила, регулирующие деятельность малых компаний и директоров. Законодательно было закреплено требование "честного и правдивого представления" (true and fair concept) информации в финансовой отчетности и специфицированны основные принципы учета (принцип продолжающейся деятельности, постоянства учетной политики, осмотрительности, начислений и др.) и правила оценки активов.
2. Собственно стандарты учета существуют в форме Положений о стандартной практике учета (Statements of Standard Accounting Practice - SSAP), Стандартов финансовой отчетности (Financial Reporting Standards - FRS), Положений о рекомендованной практике(Statements of Recommended Practice - SORP).
Начало процесса разработки стандартов финансового учета относится к 1970 году, когда Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountants in England and Wales - ICAEW) образовал специальный комитет - Управляющий комитет по учетным стандартам (Accounting Standards Steering Committee - ASSC), основной задачей которого являлась разработка стандартов финансовой отчетности. В дальнейшем к вышеназванному Институту присоединились другие ведущие профессиональные бухгалтерские организации: Институт дипломированных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland - ICAS), Институт дипломированных бухгалтеров Ирландии (Institute of Chartered Accountants of Ireland - ICAI), Дипломированная ассоциация дипломированных бухгалтеров (Chartered Association of Certified Accountants - ACCA), Дипломированный институт бухгалтеров по управленческому учету (Chartered Institute of Management Accountants - CIMA), Дипломированный институт публичных финансов и учета (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy - CIPFA), которые совместно сформировали Комитет по учетным стандартам (Accounting Standards Committee - ASC), подчиняющийся Консультативному комитету этих 6 организаций. Комитет (ASC) состоял из 21 члена, представляющих как бухгалтерскую профессию, так и промышленность и торговлю. Этим комитетом была разработана процедура разработки учетных стандартов, которая принимала во внимание мнения всех заинтересованных сторон. За время своего существования (до июля 1990 года) Комитетом было выпущено 25 Положений о стандартной практике учета (SSAP), которые являлись обязательными к исполнению и касались наиболее важных и значимых вопросов бухгалтерского учета (например, № 2 "Раскрытие учетной политики", № 12 "Учет износа", "Учет затрат на НИОКР" и др.), и 17 Положений о рекомендованной практике (SORP), которые не являлись обязательными к исполнению и касались отдельных специфических вопросов или проблем в какой-либо определенной отрасли.
Однако, в начале 90-х годов деятельность комитета стала подвергаться критике, поскольку он не мог достаточно быстро реагировать на возникающие проблемы, его члены работали не на постоянной основе, многие фундаментальные вопросы не были решены. Поэтому в августе 1990 года он был упразднен и вместо него образована новая независимая организация - Совет по учетным стандартам (Accounting Standard Board - ASB), который является частью целой структуры, регулирующей разработку учетных стандартов в Великобритании. Следует отметить, что, как и в США, система стандартов учета Великобритании отличается преемственностью: все Положения, выпущенные ASC (за исключением отмененных) остаются в силе и обязательность SSAP подкрепляется требованиями Актов о компаниях 85 и 89.
Структура процесса разработки стандартов учета в Великобритании представляет собой следующее:
Основной обязанностью Совета по финансовой отчетности (FRC) является общее наблюдение за процессом разработки стандартов (он не занимается детализированными правилами учета). Он осуществляет руководство организациями, непосредственно разрабатывающими стандарты, обеспечивает адекватное финансирование работ по стандартизации учета (в основном, за счет спонсоров: профессиональных бухгалтерских организаций, Департамента торговли и промышленности, Биржи ценных бумаг, банков и др.) и представляет "общественное мнение", которое имеет существенное влияние на учетную практику. Совет состоит как из представителей бухгалтерской профессии, так и представителей других заинтересованных сторон. Кроме того, в его состав входят наблюдатели от правительств Великобритании и Ирландии. Члены Совета (около 20 человек) обычно собираются три - четыре раза в год.
Организацией, которая несет полную ответственность за разработку и публикацию стандартов учета в Великобритании, является Совет по учетным стандартам (ASB). Председатель Совета и технический директор работают на постоянной основе, общее количество членов не может превышать 9 человек. Совет по учетным стандартам не зависим от шести основных профессиональных бухгалтерских организаций, то есть он выпускает стандарты от своего имени и не нуждается в одобрении Консультативного комитета этих организаций. Советом были дополнены, изменены или отменены существующие к моменту его образования SSAP (из 25 SSAP действует 21) и выпущены 8 Стандартов финансовой отчетности (FRS) (на начало1997г.). В дополнение к этому был разработан проект Положения о принципах финансовой отчетности (Statements of Principals for Financial Reporting), определяющий основные принципы составления финансовой отчетности и, по сути, являющийся аналогом концептуальных основ, рекомендованных международными стандартами, и существующих в США. Этот документ состоит из 7 глав, посвященных следующим вопросам:
- Цели финансовых отчетов.
- Качественные характеристики финансовой информации.
- Элементы финансовой отчетности.
- Отражение (recognition) статей в финансовой отчетности.
- Оценка статей в финансовой отчетности.
- Представление финансовой информации.
- Предприятия, которые должны представлять финансовую отчетность.
Кроме вышеназванных стандартов, которые являются обязательными, ASB подтвердил действенность Положений о рекомендованной практике учета (SORP) и учредил два специальных комитета, которые должны оказывать ему помощь в разработке таких положений.
Рабочая группа по новым возникающим проблемам (UITF)
является подкомитетом ASB, и ее основная задача состоит в разработке решений по возникающим проблемам в применении существующих стандартов (стандарт существует, однако интерпретируется неадекватно). Документы, выпускаемые Рабочей группой, представлены в виде Выводов (Abstracts), которые могут касаться либо достаточно специфичных вопросов, либо общих интерпретаций. Компании, которые не следуют рекомендациям этих документов, должны обязательно отразить этот факт в финансовой отчетности и представить объяснения. За время существования Рабочей группой было выпущено более 10 Выводов.Комиссия по наблюдению за финансовой отчетностью (FRRP)
не является разработчиком стандартов. Ее основной функцией является выявление и отслеживание существенных отклонений от существующих учетных стандартов. В основном, это касается крупных компаний. Согласно Акту о компаниях 1989, предприятия обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с учетными стандартами, которые разрабатываются вышеназванными организациями, представляющими профессиональных бухгалтеров. На основании законодательства, Комиссия, выявив расхождение со стандартами учета, предлагает компании переделать финансовую отчетность, а если соглашение не достигается, имеет право подать на данную компанию в суд, который может обязать компанию составить финансовую отчетность, соответствующую стандартам. Таким образом, в Великобритании сложился достаточно интересный подход к регулированию учета, когда стандарты учета разрабатываются профессиональными бухгалтерскими организациями, а их применения требуется законодательством, причем отслеживание отклонений также находится в компетенции бухгалтерской профессии. Такой опыт мог бы найти свое применение и в России, где традиционно учет регулировался законами, однако, где, с точки зрения автора, существует необходимость активного участия профессиональных бухгалтеров в разработке учетных стандартов.3. Биржа ценных бумаг (Stock Exchange) фактически первой в Великобритании начала процесс регулирования финансовой отчетности, представляемой компаниями. Многие из ее требований были включены в законодательство и в учетные стандарты. Однако, до сих пор существуют отдельные требования, которые не нашли отражения в данных документах и действуют только для компаний, зарегистрированных на бирже и выпускающих акции в открытую продажу. Для того, чтобы быть зарегистрированной на бирже (quotation, listing), компания подвергается тщательной проверке с целью обеспечения безопасности потенциальных кредиторов, а затем обязана выполнять правила или требования Биржи, которые изложены в таких документах, как Требования Биржи ценных бумаг (регистрационные) (Stock Exchange (Listing) Regulations) и Подача ценных бумаг на регистрацию (Admission of Securities to Listing). Последний содержит раздел "Продолжающиеся обязательства" (Continuing Obligations), в котором определены требования к раскрытию информации в финансовой отчетности. Например, зарегистрированные компании должны раскрывать информацию, касающуюся собственности директоров и их других операций с компанией.
Требования биржи касаются как собственно финансовой отчетности и порядка ее представления, так и обязательной публикации промежуточных результатов деятельности (interium accounts) и объявления информации, которая влияет на цены акций (share-price-sensitive information).
4. В дополнение к вышеназванным документам, регулирующим учет и являющимся, как правило, обязательными, существуют рекомендации отдельных профессиональных бухгалтерских организаций (таких как Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса и др.). Они не являются обязательными и представляют собой рекомендации по отдельным профессиональным вопросам для членов таких организаций. Например, АССА выпускает руководства по техническим (методическим) вопросам представления финансовой отчетности, раскрытия информации о распределении прибыли в контексте Акта о компаниях и т.п. Совет по учетным стандартам (ASB) выпустил документ под названием Операционный и финансовый обзор (Operating and Financial Review) и т.д.
5. Все вышеназванные документы прямо регулируют ведение учета и составление отчетности, представляя собой национальные законы и стандарты учета Великобритании. Однако, система регулирования учета подвержена и опосредованному влиянию со стороны Европейского законодательства и международных стандартов учета. Мы уже говорили о том, что требования европейских директив включены в Акты о компаниях (4-ая, 7-ая, 8-ая директивы). Международные стандарты оказывают большое влияние на разрабатываемые стандарты учета Великобритании. ASB в предисловии к учетным стандартам отмечает, что стандарты разрабатываются с учетом международных тенденций, в соответствии с чем Стандарты финансовой отчетности (FRS) содержат ссылки на международные стандарты по аналогичным вопросам или ссылки на прямое применение международных стандартов.
Продолжение в следующем выпуске.