Letyshops

Экзамены CPA: Единственная постоянная - постоянные перемены

Жаклин Бьорк и Юджин Т. Маккарроун

Начало в выпусках: #83

В кратком изложении

Общая картина

Пока бухгалтеры сражаются по поводу указанных вопросов, один исторический принцип, кажется, готов выдержать любые бури. Его сформулировал Томас: "Экзамены должны определить соответствие соискателя минимальным требованиям к компетенции практикующего бухгалтера".

В свете этой фразы, а также в условиях нынешних и грядущих требований рынка действия COTF (Content Oversight Task Force) приобретают особое значение. Основные сферы ее деятельности, распределенные по пяти подразделениям, таковы:

Своевременность обновления учебной программы

Существующая программа экзаменов, утверждаемая экзаменационной комиссией AICPA, выделяет общие разделы знаний, но не уточняет ни конкретных областей проверки, ни ее основных аспектов.

Например, учебная программа по коммерческому праву и профессиональной ответственности указывает, что 20% экзаменационного материала связано с Единым коммерческим кодексом - Uniform Commercial Code (UCC). Однако программа ничего не говорит о том, сколько из этих 20% приходится на Статью 2 Кодекса, регулирующую реализацию товаров. Также в программе не акцентируется, что лицензированный бухгалтер должен уяснить правовое содержание торгового соглашения, прежде чем определиться с методом отражения торговой операции в учете или методом аудита учетных записей.

Так как декларируемой целью экзаменов CPA является выдача базовой лицензии, в учебной программе надо не только четко оговаривать общие и частные разделы проверяемых знаний, но и указывать, как сконцентрировать усилия на основных вопросах. При таком подходе обновление экзаменационных требований может стать более своевременным и эффективным.

Используя в качестве основы критерий "минимального уровня компетенции", можно определить, какие изменения необходимы (например, в связи с принятием новых бухгалтерских положений). Для этого стоит задать вопрос: "Является ли изменение фундаментальным?" Если да, следует его проанализировать, определить, каким способом и в каком разделе проверять соответствующие знания, а затем внести необходимые изменения в содержание экзаменационной программы. Если нет, надо определить, к какому профессиональному стандарту относится изменение, как именно меняется этот стандарт, после чего внести изменение в программу.

Такой подход позволяет сфокусировать внимание на основополагающих вопросах и обеспечивает соответствие программы экзаменов требованиям законодательства, по мере того как рамки профессии расширяются и трансформируются.

Информационные технологии

Иногда приходится слышать мнение, что вопросы по информационным технологиям следует убрать из программы экзаменов CPA, так как изменения в этой области происходят постоянно. Однако бухгалтеры с базовой подготовкой сталкиваются с огромным объемом информации по технологиям. Например, стандарт SAS № 55, требует, чтобы аудиторы финансовой отчетности ориентировались в системах контроля, используемых клиентом.

Бухгалтер с базовой подготовкой должен иметь глубокие знания по технологическому обеспечению, а также по профессиональным стандартам, применяющимся в данной области. Он также должен поддерживать уровень своей компетенции по мере развития технологий и изменения соответствующих стандартов. Таким образом, раздел, посвященный информационным технологиям, в программе экзаменов CPA является важным и актуальным.

Что касается методов проверки знаний кандидатов и объема вопросов, представленных в программе, рабочей группе стоит сделать акцент на базовых знаниях (например, тот же стандарт SAS № 55). При этом быстро меняющиеся технологии, описание конкретных операционных систем и программ, возможно, в программу включать не стоит. У них очень короткая жизнь и они только отвлекают внимание от более актуальных разделов экзаменационного материала.

Вопросы общеэкономической теории

Очевидно, что понимание экономических вопросов, особенностей конкретной отрасли и принципов функционирования предприятия необходимо профессиональному бухгалтеру, в том числе начинающему. Комиссия по изменениям в учебных бухгалтерских программах - Accounting Education Change Commission (AECC) рекомендовала включить в программу обучения бухгалтеров общеэкономическую теорию, с тем чтобы бухгалтеры ориентировались в среде, в которой им приходится работать. (AECC, рабочая группа, состоящая из представителей компаний Большой пятерки, была создана Американской бухгалтерской ассоциацией - American Accounting Association - в 1989 году для определения изменений, которые необходимо внести в программу обучения бухгалтеров.)

Включение общеэкономических вопросов в учебный план - это логичный шаг по предоставлению кандидатам необходимой теоретической базы. Однако довольно сложно определить, как именно следует проверять знания в столь объемном разделе и как конкретизировать требования к кандидатам.

Рабочей группе, занятой этим вопросом, можно особенно рекомендовать иметь в виду не только экзамен, но и университетскую программу по экономике, необходимую для участия в экзаменах CPA, требования, предъявляемые к профессиональному опыту кандидата, требования непрерывного повышения профессиональной квалификации. Дополнительный анализ поможет определить, являются ли адекватными правила получения лицензии в отдельных штатах.

Также следует внедрить схему периодического пересмотра требований, чтобы идти в ногу с меняющимися запросами профессии. Такой подход позволит более полно использовать достоинства существующего механизма повышения профессиональной компетенции и освободит экзамены CPA от бремени слишком объемного раздела общеэкономической теории.

Аналитические способности

Выбрать верный уровень сложности при проверке аналитических способностей кандидатов довольно трудно. Любой, кто сдавал подобный экзамен, помнит, как это непросто. Практикующий бухгалтер вряд ли может представить себе более тяжелое испытание. Способность читать, интерпретировать, анализировать информацию, строить гипотезы, просчитывать, понимать и применять концепции, делать обоснованные выводы кандидатам придется демонстрировать на практике, а значит экзамен должен быть построен соответственно.

Например, в таком важном разделе программы, как законодательные требования к аудиту финансовой отчетности, в настоящее время проверяется только способность к запоминанию. Однако на практике в этих вопросах поможет скорее не память, а навыки эффективного поиска информации в соответствующей профессиональной литературе.

Таким образом, чем бы ни были обусловлены методы проверки аналитических способностей кандидатов, рабочая группа должна продвигаться вперед с большой осторожностью и не забывать о фундаментальной задаче экзамена. При этом можно учитывать адекватность таких моментов, как вступительные экзамены в колледж и успешное изучение соответствующих университетских программ.

Подтверждение финансовой состоятельности предприятий

Великолепным примером трудностей, с которыми столкнулась рабочая группа, может служить вопрос об уровне тестирования и объеме материала по подтверждению финансовой состоятельности предприятий. Традиционно основным видом услуг, предоставляемых дипломированными бухгалтерами, является аудит финансовой отчетности. Следовательно, CPA должен прекрасно разбираться в бухгалтерском учете, теории аудита, налогообложении и вопросах коммерческого права. Важным требованием является также профессиональная независимость.

В большей степени, чем другие виды услуг, аудит предполагает, что представители CPA являются профессионалами высокого класса, которым можно доверять. В связи с этим роль данного раздела в программе экзамена по праву является одной из важнейших.

Подтверждение финансовой состоятельности становится все более важной областью деятельности. Однако как и консалтинг, и услуги в области налогообложения (в частности, налоговое планирование), оно имеет менее четкие границы, чем, скажем, аудит финансовой отчетности. Здесь рабочая группа оказывается перед дилеммой: следует экзаменационной комиссии пытаться предсказать будущее и включить данный вопрос в виде раздела в программу экзаменов или же отвести ему менее заметную роль?

Во-первых, уже упомянутый "основополагающий принцип" позволяет меньше внимания уделять потенциальным проектам по подтверждению финансовой состоятельности (и аттестациям) и больше - характеристикам, умениям и навыкам, знанию методологии, необходимым для всех видов оказываемых услуг.

Во-вторых, история подтверждает правильность как революционных, так и эволюционных изменений в программе. Примером может служить постоянно меняющееся налоговое законодательство. Вспомним введение и отмену налоговых льгот по инвестициям; освобождение от налогообложения пенсионных взносов (Individual Retirement Account - IRA) работающего супруга, если второй супруг имеет пенсионный план; изменение ставок налога на прирост капитала. В каждом случае, экзаменационная комиссия фиксировала перемены, оценивала их важность и соответствующим образом тестировала знания кандидатов.

Комиссия должна периодически пересматривать формат экзамена, чтобы вопросы, относящиеся к подтверждению финансового состояния, отражали возрастающую важность этого вида деятельности и его сущность.

Последняя ступенька

Экзамены CPA и соответствующие требования к кандидату на получение лицензии сами по себе не обозначают последнюю ступень совершенствования. Это только способ убедиться в том, что лишь компетентным профессионалам предоставлено право оказывать услуги в качестве CPA. По-прежнему будет действовать требование к наличию у кандидатов опыта профессиональных услуг, в частности в профилирующих областях деятельности CPA (аудит, аттестация, анализ и подготовка финансовой отчетности). Экзамены без соответствующего опыта работы подтверждают лишь, что у кандидата имеются умственные способности, но не могут дать представление об умении надлежащим образом применять полученные знания, объективности, способности к профессиональной оценке, профессиональному скептицизму, независимости и честности.

Согласно разделу 5(i) Единого акта о бухгалтерском учете - Uniform Accountancy Act (UAA), для получения сертификата CPA необходимо иметь один год стажа. Предполагается, что этого срока достаточно, особенно с учетом нового требования об обязательных 150 учебных часах. UAA принимает в расчет стаж в "любой области деятельности", включая "любые виды услуг или консультаций в области бухгалтерского учета, аттестации, консультации по управлению, консультации по вопросам финансов, налогообложения или общий консалтинг". Этот опыт "принимается к зачету в случае работы кандидата в государственной структуре, в промышленности, в учебном заведении или профессиональной организации".

UAA расширяет рамки лицензии CPA и тем самым стирает границы между CPA и профессионалами в различных сферах, не являющимися лицензированными бухгалтерами. Во многих случаях это может пойти во вред конечным пользователям, которых призван защитить этот закон. Кто-то может сказать, что требование о 150 учебных часах компенсирует послабления в отношении стажа. Однако в процессе обучения кандидаты не получают важных практических навыков.

Снижение требований UAA к опыту кандидатов еще больше обостряет вопрос о содержании экзаменов на получение лицензии CPA. Традиционно академические испытания и стаж работы дополняют друг друга, составляя базовый уровень подготовки, подтверждаемый лицензией CPA. От введения новых правил никто не выиграет, и возникает вопрос: что в наши дни является отличительной чертой CPA? И что, следовательно, должен проверять экзамен?

Не все согласны с такой оценкой. Например, Берни Милано, ответственный партнер по отношениям с учебными заведениями в KPMG, говорит: "Во многих штатах сейчас вообще отсутствует требование стажа и, тем не менее, там готовят компетентных CPA. Более того, требование опыта ограничивает многих кандидатов, которые иначе не стали бы делать карьеру в аудите, а занялись вопросами налогообложения или чем-то другим".

Изменения в перспективе

Экзаменационная комиссия AICPA рассматривает изменения, которые могут быть необходимы для удовлетворения меняющихся требований профессии и, что более важно, потребностей конечных пользователей услуг бухгалтера. Расширились границы профессиональной деятельности CPA, увеличилась стоимость их услуг, прошла реорганизация компаний, появились новые передовые технологии, вырос уровень специализации. Эти изменения вызвали изменение требований к умениям и навыкам CPA. Пересмотр содержания программы позволит сократить разрыв между знаниями, которые проверяются на экзамене CPA, и знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности и защиты интересов конечных пользователей.


Жаклин Бьорк, CPA, работает преподавателем бухгалтерского учета в Университете Хофстра, пишет докторскую диссертацию по бизнес-образованию и бухгалтерскому учету в Нью-Йоркском Университете.

Юджин Т.Маккароун, JD, CPA, профессор бухгалтерского учета и бизнес-права в Университете Хофстра. Ведет активную практику в области законов о недвижимости и консультирует дипломированных общественных бухгалтеров по вопросам бухучета, права и этики.

 

 

Реклама: