Letyshops

Проблемы составления международной отчетности

Дональд Гэннон
помощник главного бухгалтера Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США

Материалы 27-й ежегодной национальной конференции Американского института дипломированных бухгалтеров, посвященной вопросам деятельности SEC (8 декабря 1999 года)

В соответствии с проводимой политикой, Комиссия по ценным бумагам и биржам США не несет ответственности за любые частные публикации или заявления любого из своих сотрудников. Излагаемая здесь точка зрения является точкой зрения автора и не обязательно отражает взгляды Комиссии или коллег автора по работе в Комиссии.


Спасибо. Мне приятно снова получить возможность выступить перед вами в этом году. Мне хотелось бы посвятить свое сегодняшнее выступление обсуждению проблем, связанных с применением Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Я уделю внимание вопросам, касающимся учета и отчетности по дочерним предприятиям, по ассоциированным компаниям, методов консолидации и специально создаваемых хозяйственных единиц; представлению отчета о прибылях и убытках и балансового отчета, а также раскрытию информации об опубликованных, но еще не применяемых стандартах учета и отчетности.

Разрешите мне начать с проблем учета и отчетности по дочерним предприятиям.

Учет и отчетность по дочерним компаниям

Сотрудники SEC столкнулись с рядом ситуаций, когда фирму правильно определяли как дочернюю, но по ней не составлялась отчетность в соответствии с требованиями МСФО 27 "Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия". Как и стандарты GAAP США, МСФО 27 предполагает включение в консолидированную отчетность сведений обо всех дочерних предприятиях, однако предусматривает определенные исключения, например: когда родительская компания приобрела дочернюю фирму с намерением продать ее в ближайшем будущем; когда существуют жесткие долгосрочные ограничения, значительно снижающие возможности дочерней фирмы по переводу средств в родительскую компанию (см. МСФО 27, п.13).

В МСФО 27 дочерняя компания определена как "предприятие, контролируемое другим предприятием". Пункт 12 МСФО 27 устанавливает различные презумпции контроля. В их число входят: возможность распоряжаться более чем половиной имеющих право голоса акций благодаря соглашению с другими инвесторами; право руководить финансовой и производственной политикой в соответствии с законом или соглашением; право назначать или снимать большинство членов совета директоров или равнозначного ему органа; возможность получать большинство голосов на собраниях совета директоров или равнозначного ему органа.

Иногда учет по дочерним компаниям ведется с использованием пропорциональной консолидации, то есть метода, запрещенного МСФО 27. В этих случаях, по утверждению регистрантов (компаний, регистрирующих свою финансовую отчетность в SEC), в соответствии с проводимой ими учетной политикой, пропорциональная консолидация используется для всех инвестиций, поскольку эффект от неприменения полной консолидации был несущественен.

В других ситуациях регистранты заявляют, что отказ от консолидации дочерних предприятий - это общая практика. Особенно это относится к случаям, когда дочерние компании принадлежат другим отраслям, чем родительская компания. Тем не менее, такая практика противоречит МСФО 27, однозначно указывающему, что исключение из полной консолидации дочерних компаний не может быть оправдано тем, что они занимаются другими видами деятельности или принадлежат другим отраслям (см. МСФО 27, п.14).

Иногда дочерние компании неправильно обозначаются как совместные предприятия, и учет по ним ведется с использованием долевого метода (equity method) или пропорциональной консолидации. В одном из таких случаев регистрант указал в сносках: "Хотя некоторые из предприятий не отвечают требованиям, предъявляемым к совместному контролю, отчетность была составлена с использованием пропорциональной консолидации, так как влияние различий между пропорциональной и полной консолидацией или учетом по долевому методу несущественно". Подобный способ не соответствует требованиям МСФО 27.

Во всех ситуациях раздел, посвященный согласованию (reconciliation) с GAAP США, включал в себя специальный пункт, привносивший эффект полной консолидации. В каждом из указанных случаев сотрудники SEC не могли согласиться с выводами регистрантов и требовали повторного составления первичной финансовой отчетности.

А теперь разрешите мне обратиться к учету и отчетности по ассоциированным компаниям.

Учет и отчетность по ассоциированным компаниям

Недавно сотрудникам SEC пришлось столкнуться с несколькими проблемами, связанными с учетом определенных видов инвестиций в ассоциированные компании по правилам, установленным МСФО 28 "Учет и отчетность по инвестициям в дочерние компании". В соответствии с МСФО 28, компания получает существенное влияние, если приобретает более 20% имеющих право голоса акций объекта инвестиций. Исключение составляют обстоятельства, когда отсутствие подобного влияния однозначно демонстрируется.

Некоторые регистранты утверждали, что "существенное влияние", как оно определено в МСФО 28, подразумевает активное участие. То есть необходимо на самом деле предпринимать активные шаги по оказанию влияния на объект инвестиций, а пассивного участия или просто возможности оказывать влияние недостаточно. Сотрудники SEC не могли согласиться с этими утверждениями. МСФО 28 определяет существенное влияние как "...право участвовать в принятии решений по финансовой и текущей политике объекта инвестиций..." (выделено мною) (см. МСФО 28, п.3). Фраза "право участвовать" подразумевает наличие потенциальной возможности и способности выполнять какие-либо действия, но не необходимость активного участия.

Другая проблема, которую пришлось решать сотрудникам SEC, связана с обстоятельствами, когда однозначно демонстрируется опровержение презумпции существенного влияния. В одном из случаев сотрудники SEC рассматривали вопрос о том, каким образом структура корпоративного управления может повлиять на решение о таком опровержении.

В некоторых европейских странах предприятия имеют два руководящих совета: наблюдательный (supervisory board) и административный (management board). Наблюдательный совет, помимо прочего, обычно отвечает за назначение членов административного совета, а также подтверждает или утверждает основные решения внутри корпорации. Наблюдательный совет может не принимать текущих решений, ответственность за которые, как правило, лежит на административном совете. Это, тем не менее, не означает, что наблюдательный совет не участвует в процессе выработки решений. Сотрудники SEC считают, что участие в наблюдательным совете скорее подтверждает, нежели чем опровергает способность инвестора оказывать влияние на ассоциированную компанию.

В некоторых случаях регистранты утверждали, что между МСФО и GAAP США существуют расхождения в отношении применимости долевого метода учета и требований к установлению презумпции существенного влияния. Как МСФО 28, так и GAAP США (см. Мнение Совета по принципам учета (APB Opinion) 󎲪, "Долевой метод учета инвестиций в акции") перечисляют одни и те же факторы, указывающие на существенное влияние. Есть мнение, что существование Интерпретации FASB 󎲻, "Критерии применения долевого метода учета инвестиций в акции" (FIN 35) создает расхождения в том, когда по правилам МСФО и GAAP США следует применять долевой метод.

Согласно FIN 35, инвестор не имеет существенного влияния, несмотря на соответствующую презумпцию, в случаях:

  • противодействия со стороны объекта инвестиций (ассоциированной компании);
  • согласия инвестора отказаться от своих прав акционера;
  • управления объектом инвестиций (ассоциированной компанией) большинством собственников, не учитывающих точку зрения данного инвестора;
  • продемонстрированной неспособности инвестора получать финансовую информацию об объекте инвестиций (ассоциированной компании);
  • продемонстрированной неспособности получить представительство в совете директоров объекта инвестиций (ассоциированной компании).

Хотя МСФО 28 не приводит подобных примеров, сотрудники SEC считают это неважным, поскольку все те же признаки явно указаны в содержащемся в МСФО 28 определении существенного влияния. Несмотря на то, что между МСФО и GAAP США существуют расхождения в том, как применять долевой метод, между ними нет расхождений в том, когда его применять.

Позвольте мне перейти к ряду вопросов, касающихся методов консолидации и специально созданных хозяйственных единиц (special purpose entities).

Методы консолидации и специально созданные хозяйственные единицы

Сотрудники SEC все чаще сталкиваются с проблемами, касающимися консолидации специально созданных хозяйственных единиц в соответствии с правилами МСФО. Такие единицы создаются для проведения исследовательских и конструкторских работ в сферах активной деятельности предприятия и связанных с ним компаний. Хотя специально созданные хозяйственные единицы могут иметь собственные структуры управления, их спонсор может обладать правом первого выбора на покупку прав интеллектуальной собственности, созданной этими единицами.

Компании, соответствующие этому описанию, должны принимать во внимание требования Интерпретации 󎲤 (SIC 12), "Консолидация и специально созданные хозяйственные единицы". Согласно этой Интерпретации, информация о специально созданной хозяйственной единице должна включаться в консолидированную отчетность, если предприятие контролирует данную хозяйственную единицу. Понятие контроля, в соответствии с SIC 12, определяется следующими показателями (см. примеры показателей контроля в приложении к SIC 12):

  • деятельность специально созданной хозяйственной единицы, по сути, осуществляется от имени данного предприятия в соответствии с его потребностями;
  • данное предприятие, по сути, имеет полномочия принимать решения в отношении специально созданной хозяйственной единицы и ее активов (включая полномочия, полученные после образования этой хозяйственной единицы или установленные путем создания механизма "автопилота" при формировании последней);
  • данное предприятие, по сути, имеет право на большую часть экономических результатов деятельности специально созданной хозяйственной единицы;
  • данное предприятие, по сути, берет на себя большинство остаточных рисков или рисков собственности, относящихся к специально созданной хозяйственной единице или ее активам.

Сотрудники SEC считают, что консолидация специально созданной хозяйственной единицы будет правильной (и обязательной согласно требованиям МСФО), если такая единица предоставляет предприятию услуги, согласующиеся с его основной деятельностью (если бы хозяйственной единицы не существовало, предприятие само создавало бы эти услуги). В таком случае предприятие имеет право на получение экономических результатов деятельности специально созданной хозяйственной единицы, например, через право первого выбора.

Еще одна проблема консолидации, которую я хотел бы коротко обсудить, связана с секьюритизацией финансовых активов специально созданных хозяйственных единиц. В соответствии с GAAP США (см. отчет специальной комиссии по неотложным вопросам № 96-20 "Влияние Положения № 125 FASB на консолидацию специально созданных хозяйственных единиц"), специально созданная хозяйственная единица (удовлетворяющая требованиям Положения FASB № 125 "Учет и отчетность по переводам и обслуживанию финансовых активов и погашению задолженности"), которой переводятся (или продаются) финансовые активы, часто не консолидируется стороной, выполняющей такой перевод.

С другой стороны, даже если перевод активов был учтен как продажа по правилам МСФО (см. МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и измерение"), применение SIC 12 может требовать консолидации специально созданной хозяйственной единицы. Следовательно, применение GAAP США для учета продажи или перевода финансовых активов не обязательно приведет к соответствию с МСФО из-за различий в подходе к консолидации. В этих случаях сотрудники SEC ожидают включения отдельного пункта в часть, посвященную согласованию с GAAP США.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #71

 

 

Реклама: