"Тройной колдовской час" для ИТ
Скотт Лейбс, Энтони Сибиллин
Трагедия для ИТ
После терактов прогнозы корпоративных отделов ИТ становятся все мрачнее. Экономическая неясность заставляет фирмы пересмотреть планы чрезвычайных мер и вопросы компьютерной безопасности, расширить применение технологий сотрудничества (collaborative technologies). И все это - на фоне первого реального сокращения бюджетов ИТ.
Хауард Рубин (Howard Rubin), исполнительный вице-президент консалтинговой компании Meta Group, основываясь на результатах исследования, утверждает: "В 2002 году объем капиталовложений в ИТ резко снизится. Впервые с тех пор, как компьютеры стали неотъемлемым элементом корпоративной инфраструктуры".
Рубин ссылается на регулярный опрос, в котором участвуют более 200 компаний. По данным исследователя, в результате сентябрьских терактов объем плановых инвестиций в ИТ существенно уменьшился.
Через несколько дней после трагедии сократить затраты на ИТ собирались 13% фирм, а 87% занимали выжидательную позицию. К 26 сентября печальное решение приняли уже более половины опрошенных компаний. Из них 47% намеревались сократить расходы на 5-10%, 29% - более чем на 10%. Ни одна компания не планирует вложить в ИТ больше средств, чем в 2001 г.
Экономические трудности и раньше замедляли темпы развития ИТ, но не приводили к реальному снижению инвестиций. "Это тройной колдовской час, - говорит Рубин. - Экономика слаба, а после 11 сентября ситуацию усложнили неопределенность и сомнения в эффективности вложений в е-бизнес, два года поддерживавших развитие отрасли".
"Пора разочарований"
"Сбросить обороты" будет нелегко. Дело не только в том, что энергичное развертывание ИТ уже много лет формирует облик Корпоративной Америки. Многие компании хотят улучшить готовность к непредвиденным обстоятельствам и компьютерную безопасность, чтобы предотвращать, по возможности, сбои в работе.
Признавая общую неудовлетворенность инвестициями в е-бизнес, аналитики объясняют ее трудностями роста. "Пора разочарований" - удел всех технологических новшеств. Считается, что компании по-прежнему видят в е-бизнесе огромный потенциал, а значит будут вкладывать в него деньги.
Поиск равновесия между прессингом краткосрочных затрат и долгосрочной стратегией осложнен тем, что не совсем понятен смысл термина "краткосрочный".
Майкл Флейшер (Michael Fleischer), глава консалтинговой группы Gartner, говорит: "После 11 сентября исчезла всеобщая надежда, что через квартал-другой ситуация выправится. Теперь уже никто не берется назвать дату улучшения".
И хотя в Gartner и другие фирмы постоянно обращаются клиенты, обеспокоенные своей готовностью к чрезвычайным ситуациям, Флейшер знает, что "составление такого плана - процесс долгий и не вызовет инвестиционного бума в области ИТ". По его мнению, если компании и потратятся на подобные мероприятия, то за счет других статей того же бюджета.
"И хочется, и колется"
Флейшеру вторит Пол Саган (Paul Sagan), президент Akamai Technologies. Он видит трагическую иронию в том, что 11 сентября погиб один из основателей и глава отдела ИТ Akamai Technologies Дэниэл Левин (Daniel Lewin), тогда как сама трагедия доказала ценность его технологии.
Akamai предоставляет инфраструктуру Интернета и услуги по управлению контентом крупным компаниям, в том числе гигантам средств массовой информации вроде CNN, у которых в тот день был просто взрыв трафика. "Трагедия заставила повзрослеть и Интернет, и нас", - говорит Саган.
Сайты, которые поддерживает Akamai, выдержали шквал запросов. Монти Маллиг (Monty Mullig), старший вице-президент CNN по Интернет-технологиям, рассказал, что в первые часы после теракта трафик на cnn.com втрое превысил прежний рекорд (после выборов в ноябре 2000 г.). Стало ясно, насколько Интернет важен не только для служб новостей, но и для турфирм, государственных учреждений и многих других организаций.
Несмотря на растущее значение надежности вебсайтов, Саган считает, что в сегодняшних условиях Akamai зарабатывает меньше "новых" долларов, чем раньше.
"Основную часть наших поступлений теперь составляют "транзитные" доллары, - говорит он. - Компании переносят затраты с частных сетей на услуги на базе IP, с внутренней деятельности на аутсорсинг".
Саган добавляет: "Хотя клиентам и требуется страховка на случай катастрофы, важнейшим фактором остается отдача на инвестиции (ROI). Компании относятся к е-бизнесу серьезнее, чем когда-либо, но к капиталовложению подходят рационально и тратят на оценку больше времени, чем раньше".
Рей Сибрук (Ray Seabrook), финансовый директор Ball Corp., говорит, что его фирма будет осваивать сферу е-бизнеса медленно и осторожно: "По-нашему мнению, надо еще поработать с внутренними сетями, прежде чем увеличивать инвестиции в Интернет".
Продолжение в следующем выпуске.