Letyshops

Обзор рынка консалтинговых услуг по МСФО

А. Астрахан

"И не сосчитаешь!"

Сегодня многие предприятия переходят (или планируют перейти) на международные стандарты финансовой отчетности. Перед ними встает проблема выбора консалтинговой или аудиторской компании, которая поможет осуществить этот непростой переход.

По данным за 2000 г., полученным из различных источников, количество компаний в России (включая независимых консультантов) составляет от 1600 до 6000. Такой "разброс" объясняется широтой и неопределенностью самого понятия "консалтинг". Этим термином обозначают множество видов деятельности, поэтому не менее верной может быть и цифра - 10 000.

Мы остановимся только на тех компаниях, которые представляют консалтинговые услуги по использованию МСФО и GAAP. К услугам, связанным с применением МСФО, относятся:

  • перевод отчетности (долгосрочные работы на постоянной основе);
  • разовая трансформация отчетности;
  • постановка учета по МСФО (обычно, как часть проекта автоматизации);
  • аудит отчетности, составленной по МСФО;
  • анализ отчетности, составленной по МСФО.

Секрет популярности

Посмотрим, какие из этих услуг сегодня наиболее востребованы. Первое место по актуальности занимает трансформация отчетности. Также достаточно популярны:

  • анализ отчетности по МСФО;
  • сравнительный анализ российской и зарубежной отчетности;
  • перевод отчетности с подтверждением у западных аудиторов;
  • аудит отчетности, составленной по МСФО;
  • аудиторские заключения для иностранных собственников;
  • постановка учета по МСФО (чаще всего - как часть проекта автоматизации).

Несмотря на столь широкий спектр услуг, доля востребованности их по сравнению с прочими консалтинговыми услугами на сегодняшний день крайне мала - от 1 до 5%. Почему? Есть целый ряд причин.

По мнению большинства консультантов, на процесс перехода на Международные стандарты оказал значительное влияние кризис 1998 года. Востребованность консалтинговых услуг по МСФО понизилась примерно в два раза.

Среди других причин можно назвать недостаток квалифицированных специалистов и высокие цены. Крупные компании уже перешли на Международные стандарты отчетности, а мелким это пока не выгодно. По мнению ряда руководителей, так как российские стандарты все равно движутся в сторону международных, спешить с переходом необязательно. Но главная проблема заключается в том, что компании не заинтересованы в прозрачности своей отчетности.

Несмотря на упомянутые сложности, консалтинговые компании все же довольно охотно оказывают услуги, связанные с переходом на МСФО. Почему? Ответить на этот вопрос можно поговоркой: "мал золотник да дорог". Дело в том, что 5% этих услуг приносят около 20% прибыли, а сам факт их предоставления положительно влияет на имидж компании, помогает привлечь перспективных клиентов. Консультанты отмечают и постепенный рост спроса на эти услуги.

Основной вопрос - финансовый

Как же выбрать компанию, которая поможет вам осуществить переход на МСФО и качественно окажет другие связанные с Международными стандартами услуги? Один из основных факторов здесь, безусловно, финансовый. Можно выделить 4 основных формы оплаты:

  • повременная (в человеко-днях или человеко-часах);
  • фиксированная;
  • проценты от стоимости объекта;
  • комбинированная (сочетание трех перечисленных методов).

Разброс цен вне зависимости от формы достаточно велик. Так, разовая стоимость проекта по переводу отчетности может варьироваться от 1 до 3 тыс. долларов. При повременной оплате цены в небольшой компании составят от 30 до 40 долларов в час (800-4000 в месяц). В средней - та же слуга обойдется вам в 50-60 долларов в час. В компании Большой пятерки - не меньше 100-150 долларов в час.

Не последнюю роль играет и географический фактор. Цены на периферии на 20-30% ниже.

"Размер имеет значение"

Существует много различных способов классифицировать консалтинговые компании. Выберем самый простой - по величине.

К первой группе, согласно такой классификации, относятся, безусловно, компании Большой пятерки (оборот каждой из них - более 5 млрд. долларов в год). Это Deloitte & Toushe, Ernst & Young, KPMG, Arthur D. Little, PricewaterhouseCoopers.

Во вторую группу войдут компании - российские участники международных сетей (Grand Thornton, RKF и другие).

Третья группа - крупные российские компании: Внешаудит, Михайлов и партнеры, МКПЦН, Юникон и другие.

Четвертая - небольшие российские фирмы и независимые консультанты (Акция , Аудит-сервис и другие).

Несомненно, "размер имеет значение". Однако выбирая компанию для консалтинга и аудита, стоит помнить и о таких факторах, как: опыт, квалификация, международное признание, стоимость услуг, знание российской специфики и специфики отрасли.

 

 

Реклама: