Методы интерпретации финансовых отчетов
Учебный курс АССА
Цели
После изучения этого блока Вы должны уметь:
- обосновать важность интерпретации финансовых отчетов
- охарактеризовать три различных метода интерпретации финансовых отчетов.
Важность финансового анализа
В этом модуле мы ограничимся обсуждением интерпретации финансовых отчетов, сосредоточив основное внимание на внешнем анализе, субъекты которого не имеют доступа к внутренней финансовой информации. Это особенно относится к акционерам, которые при принятии решений в отношении компании в значительной степени должны полагаться на финансовые отчеты в публикуемых годовых докладах.
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что для проведения анализа, как правило, бесполезно рассматривать показатели за один период. Гораздо полезнее изучить сравнительные данные, охватывающие два или более периода. Прослеживая тенденции, Вы можете найти ценные ключевые моменты в отношении роста и других важных факторов, оказывающих влияние на компанию.
Кроме того, лишь некоторые показатели в финансовых отчетах имеют большое значение сами по себе. Важное значение имеет как раз их связь с другими величинами или направление и величина изменения за период. Однако финансовый анализ должен помогать определять круг вопросов, которые следует подвергнуть более подробному изучению и проверке. Существует пять способов, которые могут быть использованы при интерпретации финансовых отчетов:
- горизонтальный анализ
- вертикальный анализ
- анализ коэффициентов
- отчеты о добавленной стоимости
- отчеты о движении денежных средств.
В этом блоке мы коротко разберем два первых способа, перечисленных здесь: горизонтальный анализ и вертикальный анализ. Другие три способа будут обсуждаться далее.
Горизонтальный анализ
Это простейший способ, он предполагает сравнение показателей одного года с показателями другого и определение процентного изменения следующим образом:
Пример:
19х1г. | 19х2г. | Изменение | |
$млн | $млн | % | |
Продажи | 1,000 | 1,200 | +20 |
Себестоимость продаж | 600 | 800 | +33.3 |
Валовая прибыль | 400 | 400 | Ноль |
Процент | 12 | 18 | +50 |
Прочие расходы | 250 | 300 | +20 |
Чистая прибыль | 138 | 82 | -40.6 |
Налогообложение | 15 | 16 | +6.6 |
Прибыль после налогообложения | 123 | 66 | -46.3 |
Этот метод сразу обращает внимание на факт резкого снижения прибыли после вычета налога в течение года. Обычно следует расширить анализ, охватив несколько лет для того, чтобы определить значительные тенденции, если таковые имеются.
Вертикальный анализ
Этот метод предполагает что Вы прорабатываете вертикально сверху вниз счет прибылей и убытков и баланс, а не просматриваете данные за несколько лет. Для счета прибылей и убытков все статьи выражаются отношением в процентах к продажам.
Статьи баланса точно так же можно выразить отношением в процентах к суммарным активам, используемому капиталу и т.д. Независимо от метода представления, Вы можете видеть, как, например, меняются основные слагаемые чистой прибыли.
Пример:
Следующий итоговый счет прибылей и убытков переводится в соразмерный вид, в котором продажи приняты за 100%.
19х1г. | ||
$млн | % | |
Продажи | 500,000 | 100 |
Себестоимость продаж | 350,000 | 70 |
Валовая прибыль | 150,000 | 30 |
Расходы | 100,000 | 20 |
Чистая прибыль | 50,000 | 10 |
Если бы у нас были показатели за 19х0 г. или 19х2 г., мы могли бы перевести их в сопоставимый вид и определить тенденции или основные изменения.
Контрольное задание
Переведите следующие счета прибылей и убытков в сопоставимый вид.
19х2 г. | 19х1 г. | |
$млн | $млн | |
Продажи | 100,000 | 80,000 |
Себестоимость продаж | 50,000 | 40,000 |
Валовая прибыль | 50,000 | 40,000 |
Расходы | ||
Телефон | 500 | 400 |
Содержание автомобиля | 4,200 | 4,000 |
Освещение и отопление | 1,800 | 2,000 |
Начисление износа | 11,500 | 10,000 |
Жалование | 8,500 | 8,000 |
Конторские расходы | 4,000 | 4,000 |
Арендная плата и коммунальные сборы | 9,500 | 9,000 |
40,000 | 37,400 | |
Чистая прибыль | 10,000 | 2,600 |
Ответы на контрольное задание
19х2 г. ($млн) | % | 19х1 г. ($млн) | % | ||||
Продажи | 100,000 | 100 | 80,000 | 100 | |||
Себестоимость продаж | 50,000 | 50 | 40,000 | 50 | |||
Валовая прибыль | 50,000 | 50 | 40,000 | 50 | |||
Расходы | |||||||
Телефон | 500 | 0.5 | 400 | 0.5 | |||
Содержание транспортных средств | 4,200 | 4.2 | 4,000 | 5.0 | |||
Освещение и отопление | 1,800 | 1.8 | 2,000 | 11,500 | 11.5 | 10,000 | 12.5 |
Жалование | 8,500 | 8.5 | 8,000 | 10.0 | |||
Конторские расходы | 4,000 | 4.0 | 4,000 | 5.0 | |||
Арендная плата и коммунальные сборы | 9,500 | 9.5 | 9,000 | 11.25 | |||
Чистая прибыль | 10,000 | 10.0 | 2,600 | 3.25 |