Letyshops

Что такое КИС и как с ней бороться...

Сергей Колесников
ведущий раздела

Как показывает дискуссия в форуме нашего сайта, вопрос о том что такое корпоративная информационная система волнует ряды как бойцов, так и командиров информационного фронта.

Однако форма, в который он наиболее часто дискутируется - это есть тот или иной продукт КИС или нет?. При этом в запале маркетинговой дискуссии совершенно забывается, что такой вопрос практически абсолютно бессмысленен. Действительно, может ли программный продукт быть системой управления?

Вопрос риторический ? Да, конечно. Очевидно, что в крайнем случае, он может быть основой решения для создания системы. Исторически однако этот вопрос возник не сегодня. И ответ на его сформировался не сразу.

Прежде всего нужно разобраться в генерации термина КИС. Его появление связано осознанием того, что корпоративное информационное пространство - нечто достаточно сложное, а не просто совокупность нескольких программ.

Сначала пришло признание того, что это некая интегрированная среда обработки данных (отсюда другой термин, более частный, но в целом столь же непонятно неопределенный - интегрированная информационная система). Затем, постепенно сформировалось понимание того, что это не просто среда обработки данных, а прежде всего совокупность методов и подходов к управлению разнородными и разноформатными данными, извлечению информации из имеющейся в фирме информационной системы, прежде всего в формах, необходимых для обеспечения деятельности по управлению предприятием. При это достаточно долго существовало стремление объединить эти методы и подходы в едином программном продукте. Причем сначала это совершенно не были продукты типа систем управления ресурсами предприятия, как это пытаются представить сейчас, а это были СУБД, в наибольшей степени этот подход нашел свое логическое завершение в ORACLE, в частности в спектре продуктов и решений, предлагаемых этой компанией. В этот момент "тиражируемые решения" еще были редким дорогим лакомством и ИТ менеджеры в основном полагались на заказную разработку.

Отметим, что прежде всего стремление получить "все в одном флаконе" было вызвано существовавшей и существующей поныне проблемой высокой стоимости поддержки разнородной информационной среды (теперь получившая расширенное определение в виде проблемы "совокупной стоимости владения" - TCO). Особенно это было существенно на стадии "заказных" продуктов, стоимость поддержки которых возрастает существенно нелинейно при необходимости поддерживать одновременно несколько разнородных, к тому же взаимосвязанных продуктов, а тем более сред разработки.

Но разработку могут осилить далеко не все, а потребность в продуктах, поддерживающих управление ресурсами предприятия по методологии MRP II - это жизненная необходимость для целых отраслей промышленности. Продукты финансового управления также стали стандартом "де факто" для сколь-нибудь серьезного бизнеса. Но "аппетит приходит во время еды" и как только удавалось получить результаты в одной области, сразу же возникали задачи в смежных, а вот тут то и возникали проблемы, так как оказывалось. что решить их столь же успешно с помощью даже мощного и дорого продукта не всегда просто, а то и просто невозможно. И опять возникла задача интеграции. На этот раз ее появление было разочаровывающе-шокирующим, так как реклама кричит об уникальной функциональности и гигантских внедрениях.

Попытки представить те или иные продукты в виде "лекарства от всех болезней" продолжались достаточно долго, а у нас и поныне, однако сейчас не только специалистам - системным аналитикам, но и большинству практиков стало ясно, что в реалии это невозможно, по крайней мере в нынешнем состоянии развития информационных технологий (что не означает невозможность такого поворота событий в дальнейшем, хотя это и крайне маловероятно).

Если пытаться определить, что входит в понятие КИС сейчас, то получиться нечто вроде "совокупности методов и решений для создания информационного пространства управления и обеспечения деятельности компании".

В современном понимании в состав КИС бизнес-объекта (фирмы или предприятия) могут входить:

  • система управления ресурсами предприятия (часто используемое, но также не вполне корректное определение: ERP - система)
  • система управления распределенной логистикой (как вариант - SCM система)
  • система управления ППР и послепродажным обслуживание
  • система управления данными об изделиях на производственных предприятиях (PDM)
  • CAD/CAM/CAE система
  • система документооборота (docflow)
  • система организации рабочего пространства (workflow)
  • среда Internet/Intranet
  • система электронной коммерции (e-commerce)
  • система управления информационными ресурсами
  • система data warehouse
  • система извлечения данных (data mining)
  • система анализа данных OLAP
  • система представления данных для анализа руководством (MIS)
  • специализированные рабочие места автономных пользователей
  • системы моделирования и представления бизнес-процессов
  • системы математического и имитационного моделирования процессов
  • системы математического (в том числе статистического) анализа данных
  • специализированные продукты или системы для реализации частных задач

Причем обратите внимание, что каждая из компонент также может быть достаточно сложной и состоять из нескольких программных продуктов и методов управления ими. Также обратите особое внимание, что ряд вышеперечисленных компонент КИС сформировался только в последнее время, а ряд еще и продолжает формироваться, в результате этого возможно через несколько месяцев будет необходимо добавить в приведенный список несколько пунктов (да и сейчас я не буду настаивать на том, что он исчерпывающий)

Может ли в такой ситуации хотя бы один продукт претендовать на возможность единолично реализовать весь комплекс задач, относящийся к ведению КИС?

Естественно нет. Более того, даже на полноценное решение первых двух задач во всех без исключения случаях не может претендовать ни один продукт, включая SAP R/3, как отчетливо следует из опубликованной в двух последних номерах еженедельника статьи Джанет Керснар "Сеть, которую мы плетем".

Но дело в том, что всего несколько лет назад приведенный список был намного короче! И казалось, что еще немного, еще чуть-чуть, и ... . И не надо будет мучаться с интеграцией различных продуктов и систем, поставили один, запустили, и ... . И ... не получилось. Задача корпоративного управления всегда будет идти впереди решений для ее реализации.

Более того достигнуто полное понимание того, что для реализации даже отдельных функций и подсистем КИС недостаточно приобрести программный продукт. Необходимо уметь превратить этот продукт в нечто полезное. Так появился термин "решения". Характерно что отделы маркетинга даже "совершенно универсальных" и "исключительно многофункциональных" продуктов стали говорить, например об "отраслевых решениях" или даже "индивидуальном" подходе к внедрению. То есть многофункциональность многофункциональностью, а для каждого конкретного покупателя приходится что-то менять, а иногда даже очень много. И это реальность. В обычной маркетинговой практике данную реальность пытаются затуманить термином "внедрение". Реально внедрение есть процесс "индивидуализации" программного продукта, его превращения в "работающее" решения для конкретной компании. Если реально понимать что это именно так, то существенно легче понять сложности процесса внедрения. Интересно в связи с этим отметить, что реализация (внедрение) одинаковой функциональности с помощью одного и того же программного продукта в нормальной ситуации практически одинаково длительна как для крупной так и для мелкой компании. Срок внедрения может быть существенно сокращен в случае сокращения объема внедрения отдельными функциональными блоками или задачами из перечисленных выше.

Строительство "информационного здания" становится сложным процессом создания решений из программных продуктов и их горизонтальной и вертикальной интеграции в единое решение, гордо носящее название "системы". В крупных компаниях процесс "информационного строительства" столь тесно и интимно завязан с важнейшими управленческими процессами компании, что для руководства им нужен менеджер соответствующего уровня, в связи с чем появилась должность ИТ менеджера (CIO) отнесенная к категории высшего менеджмента.

Современная иерархия "системного строительства" упрощенно выглядит так:

5. Корпоративная система
4. Интеграция Системная (интеграция частных решений)
3. Решения (отраслевые или специализированные)
2. Интеграция Компонентная
1. Продукты (компоненты)

Поставщики интегрированных систем и их "внутренние внедренцы" как правило дотягивают только до третьего уровня данной иерархии, да и то очень, очень редко. Рекламные "отраслевые решения" как правило находятся на уровне компонентной интеграции, причем охватывающей только компоненты собственного производства или крайне ограниченный набор "внешних компонент", о необходимости привлечения которых говорится только в случае крайней необходимости и с большой неохотой. Обратите внимание, что ведущие поставщики (не исключая SAP и BAAN) уже давно говорят о "переходе к компонентной архитектуре", пытаясь поднять свои решения до второго уровня "стандартно". Так же интересно, что Gartner Group ставит условие компонентной интеграции (прежде всего с компонентами независимых поставщиков) как условие выживания "продукта XXI века", по крайней мере на рынке средних промышленных предприятий.

Третий и четвертый уровни - это удел независимых консультантов, причем именно независимых, так как часто приходится интегрировать продукты стратегических партнеров конкурентов или даже чисто конкурирующие продукты. Естественно, любой поставщик в такой необходимости сознается только под пыткой первой степени. Другое дело - независимые консультанты, это их хлеб. Устранить независимых консультантов из данного процесса - это значит существенно сократить возможности покупателей по созданию решений и заменить свободный обмен информацией строго дозированными ее вливаниями, направленными прежде всего на ограничение конкуренции. Нужно ли это конечным пользователям ? Каждый может ответить на этот вопрос самостоятельно.

Именно с необходимостью предоставить комплексные услуги по интеграции 3 и 4 уровня связаны широко известные слияния бизнес-консультантов и так называемых "системных интеграторов", а также принявшее массовый характер открытие отделов ИТ в консалтинговых компаниях, и отделов бизнес-консультирования в "железных компаниях". По сути это единственная возможность для тех или других. Но этот процесс однако довольно интересен - бизнес-консалтинг и информационные технологии становятся "кровными братьями", пока не родными, но очень близкими.

Что же касается интеграции пятого уровня, то более или менее универсальные услуги по созданию такого рода систем в состоянии предоставить только несколько компаний во всем мире. Причем по-видимому - ни одной в России, с учетом специфики российского финансового управления, налогового и бухгалтерского учета . В любом случае их услуги очень дороги, так что в большинстве случаев такая интеграция - создание корпоративной системы - удел отделов ИТ компании, как в России, так и на Западе.

 

 

Реклама: