Letyshops

Российские стандарты бухгалтерского учета - на международный уровень

Севостьянов А.Н.
Юрисконсульт-методист ЗАО "Что делать Консалт"

Задачи реформы

В течение последних лет в России проводится реформа системы бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению).

Необходимость проведения реформы, вызвана значительным отличием российских принципов бухучета от стандартов западных стран. Российские стандарты формировались, в основном, во времена командной экономики, и многие принципы, актуальные при старой системе, используются до сих пор.

Большое значение имеет тот факт, что бухгалтерский учет в нашей стране долгое время имел, в основном, налоговую направленность. Сейчас, в переходный период, его нельзя назвать ни налоговым, ни финансовым, так как из современной отчетности трудно получить налоговую или финансовую информацию в чистом виде.

Кратко ситуацию с бухгалтерским учетом можно описать следующим образом. В России: жесткое государственное регулирование, с одной стороны, попытки минимизировать показываемую прибыль для уменьшения налогового бремени - с другой. На Западе: многовариантность правил ведения бухгалтерского учета и оптимизация прибыли. Последнее в большинстве случаев означает решение вопроса, что лучше: показать большую прибыль и компенсировать налоги увеличением рыночной стоимости акций (и повышением привлекательности для инвесторов) или "уменьшить" прибыль, а вместе с ней и сумму налогов, но ухудшить свои показатели в глазах инвесторов и кредиторов.

Проблема, связанная с различием требований государства (точное определение налогооблагаемой базы и суммы налогов) и инвесторов (предоставление справедливой и реальной информации) чаще всего решается с помощью двух систем учета: финансовой и налоговой. Эти системы в основном совпадают. Исключение составляют отдельные моменты, связанные с величиной налогооблагаемой прибыли (различные сроки износа основных средств, затраты, не уменьшающие базу для налога на прибыль и др.).

В марте 1998 года Правительство Российской Федерации приняло Программу реформирования бухгалтерского учета. В Программе намечен большой комплекс мероприятий, цель которых - приведение российской системы бухучета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Задачи реформы:

  • создать систему стандартов учета и отчетности, которые гарантировали бы предоставление полезной информации пользователям, в первую очередь - инвесторам;
  • обеспечить согласованность реформ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

При подготовке Программы возник вопрос, что взять за основу: правила бухгалтерского учета конкретной страны или международные стандарты финансовой отчетности, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Использование МСФО предполагает:

  • превращение экономики России в органическую составляющую мировой хозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес);
  • возможность использовать мировой опыт формулирования правил, принимаемых большинством государств, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.

МСФО изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, как и для непосредственного использования на практике. Цель их разработки - гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, в первую очередь - транснациональных корпораций.

В России МСФО целесообразно использовать:

  • при создании Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями;
  • в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия принятой в мире практике.

Данный подход используется большинством экономически развитых стран мира. Неслучайно структура построения положений по бухгалтерскому учету во многом аналогична схеме построения международных стандартов.

Переход к использованию МСФО должен быть постепенным и целенаправленным. Осуществить его "за один день" (или даже за один год) невозможно, так как необходимо провести большое количество специальных мероприятий. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, должны издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности.

Применение в нашей стране любого признанного в мире решения возможно, если это решение соответствует реальной российской модели рыночной экономики. Иными словами, при использовании международных стандартов финансовой отчетности для создания национальной системы регулирования учета международный опыт должен быть адаптирован к конкретной социально-экономической среде.

Эффективность международных стандартов

МСФО не объект для слепого поклонения и принятия. Это эффективный инструментарий, который следует использовать российским предприятиям. Он позволит определить их реальное положение и сообщить эту информацию иностранным инвесторам. Первым шагом к применению международных стандартов в России был официально утвержденный МЦРСБУ (вместе с российскими и иностранными партнерами) перевод МСФО на русский язык (ноябрь 1998 г.).

С точки зрения бизнесмена, который пытается наладить в России производство, реализовать проект или установить партнерские отношения с российским предприятием, МСФО выполняют две важные функции: они позволяют оценить и передать информацию. Прежде чем вложить капитал, инвестор должен оценить степень риска и уметь управлять им. Немаловажный момент - возможность информировать инвесторов и/или высшее руководство о меняющемся финансовом положении предприятия.

В России существуют риски, которые выходят за рамки обычных параметров коммерческого анализа рентабельности. Налоговые обязательства выражены недостаточно четко, и контроль за их исполнением осуществляется нерегулярно. В ходе борьбы за власть в корпорациях могут нарушаться права акционеров. Не выполняются решения международного арбитражного суда, следование которым является главной гарантией для любой иностранной компании, осуществляющей капиталовложения. Другими словами, наблюдается отсутствие качественной отчетности, информационной прозрачности и, в конечном итоге, ответственности.

Это лишь немногие из системных препятствий, с которыми сталкивается инвестор в России. Проекты могут осуществляться и осуществляются успешно, но этот успех во многом связан со специфическими российскими методами ведения бизнеса: использование личных связей, неформальное общение, "стимулирование" участников законными и незаконными способами. Результат применения таких методов не поддается оценке и не отличается стабильностью. В связи с этим большинство успешных проектов носят исключительный характер, а особенности их реализации отражают непредсказуемость российских условий хозяйственной деятельности.

В таких условиях невозможно осуществить накопление значительного капитала. Принятие МФСО этих проблем не снимет, но будет способствовать повышению прозрачности и понятности информации, которую предоставляют предприятия о своей деятельности. Компании, использующие МСФО, смогут найти новые источники капитала и привлечь новых партнеров для повышения своей эффективности. Эти предприятия получат доступ к информации о финансовом состоянии потенциальных иностранных партнеров и дополнительный инструментарий, позволяющий усовершенствовать выбор таких партнеров.

Среди причин, по которым для российских компаний важно использовать МСФО, можно отметить следующие:

  • любым предприятиям, стремящимся в среднесрочной перспективе привлечь финансовые ресурсы путем продажи акций или получения кредитов, отчетность в соответствии с МСФО предоставит понятную информацию о финансовых показателях за предыдущие периоды, а также значительные преимущества. Возобновление крупного кредитования возможно при использовании высококачественных стандартов. Предприятия, составляющие отчетность согласно МСФО в течение двух и более лет, окажутся первыми претендентами на получение кредитов;
  • всем российским предприятиям необходимо провести анализ своей коммерческой деятельности с целью повышения ее эффективности в условиях экономического спада. При анализе финансовых результатов именно МСФО (а не российские положения по бухгалтерскому учету) обеспечивают достоверную базу для признания доходов и затрат, оценки активов. Переход на МСФО существенно расширит возможности руководства компаний в области управления и предоставит значительное преимущество перед конкурентами.

 

 

Реклама: