Комментарий к "Соображениям, касающихся установления стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации"
Адольф Энтховен
В 58 выпуске был опубликован документ с конференции IAS-1999 "Соображения, касающиеся установления стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации". С просьбой прокомментировать этот материал мы обратились к профессору Адольфу Энтховену, директору Центра по развитию международного бухгалтерского учета Университета Техаса в Далласе.
Вы просили меня прокомментировать упомянутые выше "Соображения", которые были представлены Международным центром реформы бухгалтерского учета (ICAR). Я буду рад ответить Вам, однако я не считаю себя полностью вправе высказывать экспертное мнение по вопросу, изложенному в указанном документе, поскольку российская специфика находится отчасти за пределами моей компетенции. Однако позвольте мне высказать несколько замечаний в связи с дискуссией вокруг того, что должно быть положено в основу финансовой отчетности неконсолидированных (т.е. малых и средних) российских предприятий - МСФО, Четвертая Директива ЕС или РСУиО.
Как мне кажется, в России (среди экспертов по финансовому учету) преобладает мнение о том, что Россия постепенно перейдет на МСФО, хотя и в несколько измененном/адаптированном виде. На это направлены значительные шаги по внедрению МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности, особенно в компаниях, чьи ценные бумаги должны обращаться на рынках капиталов.
В документе рассматриваются, главным образом, проблемы средних и малых предприятий. Эти предприятия, как правило, не регистрируются на биржах, однако структура их финансовых (бухгалтерских) документов, а также методы измерения и составления отчетности должны, так или иначе, быть последовательными и однородными в целях проведения сравнения, а также в целях составления финансовой (статистической) отчетности и налогообложения (фискальная отчетность). Помимо этого, требуется наличие адекватной прозрачности. МСФО могут не подходить, пока еще, для подобных малых и средних российских предприятий. С другой стороны, структура и содержание Четвертой Директивы ЕС, как мне кажется, ближе к существующей российской системе или к адаптации российских стандартов (системы РСУиО). Кроме того, российские План счетов и утвержденные формы отчетности имеют больше общего с европейской системой и отчетными формами, особенно с французской системой, соответствующей Директивам ЕС. Можно ожидать, что в будущем МСФО станут регулярной нормой (стандартами) и в ЕС, хотя некоторые проблемы еще требуют решения. Однако в настоящее время преобладающими нормами в ЕС являются нынешние Директивы, включая Четвертую Директиву, хотя ряд компаний и использует только МСФО (ряд компаний применяет GAAP США).
[Кстати, если речь зашла о противостоянии МСФО и Стандартов финансового учета США, то это более сложная проблема, однако мы могли бы ожидать в ближайшие годы достижения компромисса (и согласия) в данной области. В МСФО, равно как и в американские стандарты, вносятся и будут вноситься поправки.]
Как изложено в документе, альтернативным направлением, которое могла бы выбрать Россия, является разработка собственных Российских стандартов учета для составления неконсолидированной отчетности. На первый взгляд, этот путь кажется проще. Однако с учетом дальнейшей интеграции России в мировую экономику (и рынки капиталов), а также с учетом более тесных связей с европейской экономикой и финансовой системой (и рынками), достижение соответствия Четвертой Директиве ЕС в качестве основного направления развития учета в России могло бы стать на данном этапе наиболее желательным. Как уже было сказано, переход от Директив ЕС к МСФО, которые, вероятно, станут международными нормами, является относительно несложной задачей. С другой стороны, переход от РСУиО к МСФО может оказаться труднее и занять больше времени. Директивы ЕС, в своей основе, согласуются и соответствуют МСФО. В рамках Директив довольно просто учесть появление дополнительных требований к раскрываемой информации, что могло бы оказаться удобным для России в ближайшие годы.
Пожалуйста, рассматривайте мои комментарии как замечания стороннего наблюдателя, искренне интересующегося ходом российской реформы бухгалтерского учета.