Letyshops

Сеть, которую мы плетем

Билл Бирхард, Джанет Керснар

Начало в выпусках: #41

Замешательство в киберпространстве

Одним из основных движущих факторов, который, как ожидается, будет способствовать экспансии ERP, является Интернет. Например, сотрудники, работающие в удаленных офисах или находящиеся в командировке, были бы рады иметь доступ к информации, хранящейся в ERP-системе, которая установлена в штаб-квартире компании. Однако сегодняшние технологии позволяют иметь в лучшем случае только ограниченный доступ, главным образом из-за медленных модемных соединений. "В настоящий момент вам нужно находиться в офисе, чтобы использовать ERP-систему", - говорит Роб Кумбер (Rob Coomber), руководитель европейского подразделения консультационной фирмы Cambridge Technology Partners, специализирующейся на информационных технологиях.

Другой причиной постоянного роста спроса на связанный с работой в Web инструментарий ERP является электронная коммерция. По данным нового исследования, проведенного Datamonitor, к 2004 году доступ в Интернет будут иметь 65% европейских фирм, а более половины из них имеет такой доступ сегодня. Электронная коммерция набирает обороты, и у компаний появится необходимость в том, чтобы их ERP-системы фиксировали в реальном масштабе времени каждую транзакцию, выполняемую в Web. Сейчас же часто происходит так, что заказы клиентов распечатываются с Web-сайта компании, а затем вручную вводятся в ERP-систему. В конечном итоге этот процесс будет полностью автоматизирован, но сейчас это не так. Несмотря на целый ряд заявлений, сделанных на протяжении последних месяцев ведущими поставщиками ERP-систем относительно новых, поддерживающих работу в Web программных продуктов, эксперты полагают, что компаниям не стоит надеяться на появление на рынке больших систем электронной коммерции, по крайней мере, до конца нынешнего года.

Специальный заказ

Но даже если бы технология соответствовала ожиданиям пользователей, все еще остаются огромные барьеры между фирмами и их клиентами и поставщиками. По словам Кумбера, большие сомнения вызывает безопасность. В теории производитель может одновременно иметь доступ через Интернет не только к ERP-системе своего поставщика, но также и к системе поставщика своего поставщика. "Но для этого вам должны доверять, - говорит Кумбер. - А это очень большое препятствие".

Кейт Бигсби (Keith Bigsby), главный финансовый директор по Европе, Ближнему Востоку и Африке американской компании Wang Global, предоставляющей услуги в области сетевых технологий и недавно купленной голландской Getronics, согласен с тем, что добавление к ERP-системам поддержки Web идет медленно. Бигсби утверждает, что большинству компаний еще предстоит понять, чего они смогут достичь, следуя стратегиям электронной коммерции на основе ERP-систем. "Я видел множество Web-сайтов, которые в действительности представляли из себя факс-аппараты, и где было очень много ручных операций". Wang приступила к развертыванию SAP R/3 в 1996 году, а сейчас устанавливает Web-сайт, который позволит основным клиентам и поставщикам иметь доступ к системе. Два главных европейских поставщика компании уже используют этот Web-сайт, и Бигсби говорит, что другие поставщики тоже заинтересовались им.

В чем же секрет стратегии Wang при использовании ERP? По словам Бигсби, при разработке любого проекта в области информационных технологий, он научился следовать двум постулатам. Смысл первого заключается в необходимости жертвовать точностью ради скорости. "Наш бизнес развивается так быстро, что если бы я потратил год на попытку создать идеальную систему, то система, которая у нас получилась бы, была бы бесполезной". Второй постулат еще проще: "Мне не нравится то, чего я не понимаю. Вам приходится все делать простым".

Однако самым важным, по словам Бигсби, является четкое представление о будущем. "ERP - это не отдельно взятая стратегия, и я всегда это знал. Многие забывают о том, что будет происходить после внедрения. Моя роль в качестве главного финансового директора заключается в том, чтобы смотреть дальше в будущее, а это означает повышение качества обслуживания и снижение издержек". Другими словами, считает Бигсби, начало эксплуатации ERP-системы - это не начало конца, это только конец начала.

Как лучше использовать показатели работы

Какой финансовый руководитель не хотел бы показать менеджерам низшего звена список работ, которые создают или разрушают стоимость? Или не рассказал бы им о способе напрямую увязать результаты труда рабочих в сборочных цехах с системой вознаграждения? Или не предоставил бы в распоряжение руководителей групп компьютерный инструментарий для моделирования изменений процессов, которые привели бы к росту прибыли?

Однако для этого руководителям необходимо иметь под рукой больше стратегической информации, чтобы уметь лучше измерять показатели работы бизнеса. До сих пор программное обеспечение ERP с трудом могло удовлетворять эти потребности. Критика, которой подвергались такие системы, заключалась в том, что данные, предоставляемые ими, могли сказать лишь о наличии проблемы, но не о причинах ее возникновения и способах борьбы с ней. "Руководители высшего звена только приветствовали бы возможность улучшать показатели работы компании, используя сложный инструментарий, встроенный в их системы", - говорит Дэвид Карузо (David Caruso), директор по изучению приложений управления предприятием в AMR Research. Изменение стратегии компании требует знания как внутренних данных (издержки, прибыль и показатели по видам продукции), так и внешних данных (доля на рынке, конкурентный уровень цен и степень удовлетворенности клиентов). Хотя, по словам Карузо, большинство внутренних данных имеются в сегодняшних ERP-системах, получение внешних данных и их представление в общем контексте все еще остается слишком сложным.

Сложные вычисления и программы

Однако на протяжении последних месяцев многие поставщики программного обеспечения ERP вкладывали значительные средства в так называемое стратегическое управление предприятием (strategic enterprise management - SEM). Это следующее поколение систем поддержки принятия решений, в которые были внесены изменения с целью приспособить их к использованию современных видов измерений эффективности деятельности компании, например, экономической добавленной стоимости (Economic Value Added - EVA), показателя, изобретенного американской консультационной фирмой Stern Stewart. Большинство поставщиков включились в это соревнование. Компания Lawson Software утверждает, что она уже поставляет систему для ведения "стратегической главной книги" (strategic ledger), с помощью которой можно получить данные для расчета экономической прибыли с производственного уровня. SAP говорит, что она приступила к поставкам программного обеспечения SEM, которое позволяет встроить некоторые возможности расчета экономической прибыли во всю систему. PeopleSoft планирует поставить в декабре "рабочее место" для своего программного обеспечения SEM. А Oracle ожидает, что первые поставки ее модуля SEM начнутся в начале 2000 года.

Эти новые программные продукты должны встретить теплый прием, так как трудно правильно вычислять EVA, имея старое программное обеспечение и СУБД. Вместо простого извлечения информации из главной книги программы должны провести дополнительную обработку данных, вычисляя чистую операционную прибыль после уплаты налогов и выполняя полдюжины трансформаций, например, капитализацию расходов на НИОКР. Получение правильного значения стоимости капитала после оценки количества используемого капитала может оказаться столь же затруднительным.

Потерявшиеся при пересчете

"Ни один из поставщиков пока не предоставляет эффективный способ получения данных для вычисления экономической добавленной стоимости", - говорит Аль Эрбар (Al Ehrbar), старший вице-президент Stern Stewart. Он утверждает, что поставщики испытывают трудности при пересчете результатов деятельности в чистую операционную прибыль после уплаты налогов, определяемую каждой компанией по-своему, а также при последующем учете правильно выбранной платы за капитал. Аль Эрбар говорит, что несколько поставщиков склоняются к тому, чтобы заключить соглашение с Stern Stewart и получить право на распространение программных продуктов, имеющих отношение к EVA.

Проблема получения для компании надежных данных имеет много решений. Можно применить манипулирование главной книгой, обработку результатов стоимостного анализа (activity-based costing), переход на кассовый метод учета или создание отдельной "фоновой" главной книги, содержащей данные для вычисления экономической прибыли. Lawson, к примеру, выбрала именно последний подход. Клиенты Lawson используют два непересекающихся множества данных - один для составления традиционной отчетности, а другой для управленческого учета.

Если "дымовая завеса" более продвинутых решений сможет превратиться в программное обеспечение, то, как полагают в некоторых фирмах, низовые звенья получат больше властных полномочий. Руководители групп в производственной сфере будут сравнивать в реальном масштабе времени экономическую прибыль (или себестоимость) в результате более длительных производственных циклов и хранения избыточных запасов. Торговые представители смогут вычислять в отношении каждого клиента экономическую себестоимость скидок и более благоприятных условий продаж. А менеджеры по производству продукции будут подсчитывать экономическую прибыль по каждому продукту. По крайней мере, так гласит теория.

 

 

Реклама: