Letyshops

Сеть, которую мы плетем

Билл Бирхард, Джанет Керснар

Начало эксплуатации ERP-системы не означает, что работа выполнена. На самом деле это только начало...

Только приступив пять лет назад к осуществлению пилотного проекта по внедрению системы планирования ресурсов предприятия (ERP), руководители французской компании Bridgestone Firestone Europe (BFE) осознали, что избрали неверный подход. "Мы ошибочно рассматривали этот проект в качестве проекта по внедрению информационных технологий, - вспоминает Бруно Фрашон (Bruno Frachon), старший директор BFE, европейской дочерней компании Bridgestone, производителя шин из Японии с годовым доходом в 18 млрд. долл. - ERP оказалось совсем не тем, о чем думали менеджеры нашей компании".

После этого случая, по словам Фрашона, руководители проекта "отступили" и решили потратить год на разработку кардинально новой стратегии проведения реинжиниринга на пяти предприятиях фирмы и в ее 16 торговых представительствах в Европе. Получившийся в итоге план, предполагающий установку к 2003 году ERP-систем во всех подразделениях фирмы, позволит ей использовать систему не только для интеграции финансовой деятельности, как планировалось вначале. Производственные процессы, управление складом, ведение продаж и сбыт, а также управление активами - все это теперь будет также охватываться новой стратегией фирмы в отношении ERP. Кроме того, необходимо сказать, что компания планирует заняться тем, что в индустрии производства программного обеспечения ERP все чаще называют "второй волной". Речь идет о выводе системы за пределы компании и подключении к ней через Интернет клиентов и поставщиков.

Однако тут есть одна проблема. Хотя BFE готова развернуть эту деятельность на основе новой ERP-системы, Фрашон не уверен, что к тому же готов и поставщик - немецкая компания SAP. Хотя, по словам Фрашона, он поражен разнообразным инструментарием, предлагаемым SAP, существуют некоторые области, особенно электронная коммерция и создание хранилищ данных, в которых "планы компании натыкаются на технологию". Поэтому BFE ничего не оставалось, как приступить к изучению программных продуктов различных поставщиков, которые могли бы быть сплетены вместе, чтобы образовать систему, соответствующую желаниям этой компании. "Мы хотели избежать больших затрат на поддержание работоспособности системы и появления сложных внутренних интерфейсов", - вздыхает Фрашон. Увы, не получилось.

Все больше и больше компаний сталкиваются с тем, с чем уже столкнулась BFE. "Очень многие, особенно в крупных компаниях, начинают осознавать, что мечта об ERP, на основе которого будет строиться интегрированная от и до система, так и останется просто мечтой", - говорит Жиль Серпри (Jiles Serpry), глобальный директор по ERP консультационной компании Cap Gemini.

И в то время как все больше компаний в течение нескольких следующих лет будут переходить от начального этапа внедрения к изучению того, как ERP-система может быть использована, к примеру, при работе с логистическими цепочками или в целях управлении обслуживанием клиентов, рынок программного обеспечения, дополняющего пакеты ERP, будет расти. По прогнозу аналитической и исследовательской фирмы AMR Research, совокупный мировой доход от продажи лицензий на системы электронной коммерции и так называемые "стратегические расширения" возрастет с 97 млн. долл. в 1998 году до 13 млрд. в 2003, т.е. до суммы, приблизительно равной доходам, которые поставщики получат от продажи новых лицензий на ERP-системы.

Это очень хорошая новость для таких поставщиков специализированных систем, как i2, Chesapeake, Kronos, Paragon и Siebel. Данные компании разрабатывают программные продукты, которые подключаются к ERP-системам в виде отдельных модулей и выдают информацию, интересующую, к примеру, логистиков или касающуюся управления логистическими цепочками и автоматизации деятельности торговых представителей. Что же касается самих поставщиков ERP-систем, включая пять крупнейших из них - J.D. Edwards, Oracle, Baan, Peoplesoft и SAP, - то в прошлом году они, помимо выпуска своих собственных дополнений (add-ons), были очень заняты заключением ряда сделок с менее крупными компаниями, ставя своей целью закрыть все бреши в предлагаемой ими продукции.

В то же время, совершенно новая группа поставщиков, например, Crossword и Constellar, пытаются продавать (с разной степенью успеха) программное обеспечение для создания внешнего интерфейса к приложениям автоматизации деятельности предприятия, которое позволяет ERP-системам прозрачно работать с подобными новыми расширениями.

Тактика, построенная на испуге

Что же остается делать пользователям ERP-систем? По-видимому, снова доставать чековые книжки. Процесс гармонизации работы всех этих больших и маленьких программ может доставить массу проблем, поэтому компаниям необходимо быть осторожными при выборе наилучшего способа подключения нового программного обеспечения к ERP-системе.

Фирмы не должны пытаться вскочить на подножку поезда ERP-интеграции только ради нее самой, предупреждает Брюс Ричардсон (Bruce Richardson), вице-президент AMR Research по стратегии исследований. "Интеграция стала чуть ли не основной темой в саморекламе, раздающейся из уст поставщиков ERP-систем. Во многих случаях значение интеграции явно преувеличивается. Поставщики пользуются страхом перед ее отсутствием", - утверждает Ричардсон.

"Вопрос в заключается том, как далеко вы заходите в процессе интеграции. Для случая большинства компаний можно найти какой-то разумный предел", - говорит Стефан Ремекерс (Stephan Raemaekers) из Deloitte Consulting. Ремекерс признает, что развитие ERP-системы во многом зависит от самой фирмы и от того бизнеса, которым она занимается. Но в любом случае, по его словам, "компании должны постоянно спрашивать себя, необходима ли им вообще интеграция, сколько средств они хотят на нее израсходовать и какая степень интеграции им нужна".

Неудивительно, что многие компании прежде всего волнует начало эксплуатации их ERP-систем, и только потом они начинают выделять средства на все остальное. "Мы хотим сначала убедиться, что можем работать с элементарными вещами", - утверждает Дитер Килиан (Dieter Kilian), главный финансовый директор компании Colt Telecom Germany, занятую обслуживанием телекоммуникационной сети. Компания находится в середине процесса внедрения ERP-системы, охватившего ее подразделения по всей Германии. У Килиана и его команды есть больше причин для проявления осторожности, чем у большинства других руководителей. Как и в случае с BFE, Colt Telecom в Германии пришлось вернуться к началу после неудачного с точки зрения конечных результатов внедрения Oracle Financials в 1997 году. "Мы были еще молодой компанией, когда начинали проект, и не имели достаточного опыта управления проектами", - признает Килиан.

Одной из проблем, по его словам, было то, что компания не понимала, как строить работу с консультантами, нанятыми для развертывания ERP-системы. "Мы не выделили достаточно ресурсов. Вы же не можете повесить на консультационную фирму весь проект". Другая проблема заключалась в стремительном росте компании - ее доходы подскочили от 2 млн. марок в 1996 году до 23 млн. в 1997. Первоначальная стратегия внедрения ERP быстро устарела.

В настоящее время, когда развертывание ERP-системы не отстает от темпов развития компании, франкфуртский офис Colt собирается запустить свой собственный проект (при помощи уже новых консультантов), который гораздо масштабнее, чем первое обращение к ERP. Теперь он охватывает такие функциональные области, как ведение главной книги, расчеты с кредиторами и дебиторами, закупки, управление активами, контроль за движением денежных средств, управление проектами и контроль за товарно-материальными запасами. К концу года Colt Telecom Germany, чей доход, как ожидается, достигнет в этом году 400 млн. марок, собирается ввести в эксплуатацию свою новую ERP-систему. На этот раз Килиан, по его словам, уверен в том, что система окажется достаточно устойчивой и выдержит даже больший рост, с подключением или без подключения расширений.

Другие компании не пугает использование дополнений. В качестве примера приведем Thorn Lightning, британскую компанию с доходом в 140 млн. ф. стерлингов, занимающуюся производством и поставками осветительных приборов. "Мы заметили, что все поставщики ERP-систем имеют то или иное слабое звено", - говорит Стефен Лукас (Stephen Lucas), менеджер по сбыту. По его словам, два года назад фирма начала развертывание ERP-системы компании Baan на своих производственных площадях в Великобритании, чтобы защититься от ошибки 2000 года. Затем Thorn быстро осознала, что для управления некоторыми бизнес-процессами с меньшим приоритетом ей необходимо дополнительное программное обеспечение, работающее совместно с ERP-системой.

Так, признав программное обеспечение Baan по управлению складами "слишком примитивным", Thorn Lightning установила год назад пакет Dispatcher-CS, разработанный компанией LIS Warehouse Systems. Используя информацию, предоставляемую ERP-системой, которая будет введена в эксплуатацию через несколько месяцев, Dispatcher-CS управляет распределительными процессами на складе компании площадью 16000 кв.м. Склад находится в южной Англии, и с него направляется около 500 ящиков с осветительными приборами в день клиентам из стран Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии.

Свет в конце туннеля

Лукас считает, что степень удовлетворенности клиентов должна в результате резко возрасти. Компания приспособила Dispatcher-CS для обработки изменений в заказах клиентов. Это достигается путем обновления записей и последующей посылки модифицированных данных в центральную систему по обработке заказов на реализацию. Так что теперь продукция компании будет доставляться и регистрироваться более эффективно, чем прежде. Кроме того, работникам Thorn Lightning стало проще отслеживать прохождение отдельных заказов. "Система позволяет торговым представителям видеть процесс нахождения и выдачи партии товаров со склада, - говорит Лукас. - Теперь они лучше осознают, что должны выполнять взятые на себя конкретные обязательства".

Thorn Lightning не единственная, кто использует дополнения, чтобы повысить возможности ERP-системы. Еще до начала развертывания в 1997 году ERP-системы от PeopleSoft, Domino Pizza, выпускающая пиццу компания с доходом в 1.2 млрд. долл., пришла к выводу, что ей потребуется дополнительное программное обеспечение. К примеру, программное обеспечение составления прогнозов от компании Prescient Systems и инструментарий аналитической обработки от Cognos и Hyperion Solutions, работают бок обок с ERP-системой Domino, черпая из нее необходимую информацию. "В такой работе есть свои плюсы и минусы", - признает Тим Монтейт (Tim Monteith), старший вице-президент по информационному обслуживанию и административным вопросам в головном подразделении Domino в Мичигане. Один из крупных рисков, по его словам, заключается в том, что у вас, в конце концов, может оказаться целая куча различных СУБД.

"Сначала мы всегда спрашиваем себя, не можем ли мы сделать это с помощью PeopleSoft", - говорит Монтейт. Однако Domino приходится поддерживать более 4000 франшиз в США, и компания не может позволить себе иметь слабое звено в логистической цепочке. "Проблема в одном месте вызывает сбои в других местах", - утверждает Монтейт. Вот почему компания постаралась самостоятельно сконфигурировать программное обеспечение PeopleSoft.

Теперь, к примеру, складские работники могут на экранах компьютеров увидеть, что и в каком порядке надо грузить на грузовики. При этом сокращается время доставки. Кроме того, Domino использует прикладную программу, созданную компанией Manugistics, для организации работы всей системы доставки, от составления расписания до нахождения кратчайшего маршрута для грузовиков, направляющихся к клиентам. Теперь, когда внедрение ERP-системы в американском подразделении Domino находится в самом разгаре, Монтейт утверждает, что некоторые входящие в глобальную сеть этой компании держатели франшиз из 65 стран будут использовать американскую систему в качестве трамплина при разработке в ближайшем будущем своих собственных ERP-систем.

Окончание читайте в следующем выпуске еженедельника.

Продолжение в выпусках: #42

 

 

Реклама: