Letyshops

Международные стандарты бухгалтерского учета: взгляд в будущее. Приложение C. Принципы действия и характеристики организации, ответственной за разработку качественных международных стандартов бухгалтерского учета

Официальный отчет Financial Accounting Standards Board

В данном приложении приводится описание важнейших функциональных принципов и характеристик, реализация которых, по мнению комитета FASB, необходима для эффективной деятельности организации, ответственной за разработку качественных международных стандартов бухгалтерского учета.

Основные принципы

Лидерство

. Организация по разработке стандартов должна быть способна возглавить процесс создания и усовершенствования стандартов, а не просто повторять действия других подобных организаций или фиксировать определенное статус-кво. Принцип лидерства ни в коем случае не исключает сотрудничества с другими организациями, занимающимися разработкой стандартов бухгалтерского учета.

Способность к инновациям

. Организации по разработке стандартов следует находиться на передовой развития научной мысли и исследований по вопросам бухгалтерского учета. Она должна поощрять проведение изысканий, в особенности по проблемам, имеющим мировое значение. Необходимо, чтобы такие решения наилучшим образом использовали новейшие идеи и технологии.

Значимость

. Организация, ответственная за разработку стандартов, и сами эти стандарты должны удовлетворять потребности, возникающие на рынках капитала, которые действуют в соответствии с данными нормативами. Таким образом, необходимо, чтобы процесс разработки стандартов и сама структура данной организации обладали качествами, которые будут способствовать осознанию и удовлетворению потребностей рынков капитала. Конечный продукт деятельности такой организации должен содействовать достижению поставленных целей, т.е. появление стандартов должно привести к усовершенствованию финансовой отчетности в целом.

Способность реагировать на события

. Необходимо, чтобы организация по разработке стандартов была способна своевременно реагировать на перемены и возникновение дополнительных требований со стороны рынков капиталов, а также предпринимать оперативные меры при решении насущных проблем.

Объективность

. Организация по разработке стандартов должна рассматриваться как организация, стоящая на страже общественных интересов. Необходимо свести к минимуму подозрения в преследовании корыстных целей и лоббировании интересов частных групп.

Приемлемость и достоверность

. Деятельность организации по разработке стандартов должна получить всеобщее признание. Необходимо, чтобы структура и процесс работы такой организации были одобрены организациями, входящими в ее состав, а так же пользователями бухгалтерских стандартов и финансовой информации, возникающей на их основе.

Доступность

. Нормативы, созданные организацией по разработке стандартов, должны быть доступны для структур, входящих в ее состав, а также для конечных пользователей самих нормативов. Это будет способствовать последовательной интерпретации и адекватному применению стандартов бухгалтерского учета.

Ответственность

. Организация по разработке стандартов обязана служить общественным интересам. Должна существовать обратная связь с органом, отвечающим за принятие решений: необходимо, чтобы все заинтересованные стороны имели возможность высказать свое мнение или же оспорить решения этой организации. Таким образом, механизмы функционирования данной структуры должны включать в себя определенные формы общественного контроля. Более того, для предотвращения системных сбоев и обеспечения немедленной реакции в тех случаях, когда необходим учет интересов всех заинтересованных сторон, должна быть создана адекватная система сдержек и противовесов внутри самой организации по разработке международных стандартов.

Основные характеристики организации, отвечающей за разработку единых стандартов

Далее приводятся важнейшие характеристики, которые способствуют реализации описанных выше принципов деятельности организации по разработке стандартов.

1. Независимость органа, ответственного за принятие решений

Независимость органа, ответственного за принятие решений, будет способствовать утверждению принципа объективности в процессе принятия единых стандартов. Только в этом случае деятельность разработчиков стандартов будет отвечать именно общественным интересам, а не содействовать частным устремлениям отдельных групп. Однако руководство будущей организации должно также способствовать укреплению инновационного потенциала. Так как конечной целью ее деятельности является создание высококачественных стандартов бухгалтерского учета, содержательных с точки зрения потребностей, возникающих на рынках капиталов, и обеспечивающих появление приемлемой и достоверной финансовой информации.

Итак, независимость органа, ответственного за принятие решений, может быть достигнута благодаря реализации следующей схемы:

  • Существует сбалансированное представительство интересов сторон, уполномоченных участвовать в принятии решений. При этом ни одна из них не имеет возможности взять верх над остальными.
  • Значение и сфера ответственности представителей сторон в принятии решений по разработке международных стандартов являются гарантией защиты общественных интересов в целом.
  • Члены органа, ответственного за принятие решений, голосуют именно как отдельные лица, а не как представители, выбранные для отстаивания точки зрения интересов тех групп, которые они представляют.
  • Орган, ответственный за принятие решений, обладает всеми полномочиями по принятию новых стандартов. Это означает, что он не зависит от других руководящих органов и обладает возможностями инновационной деятельности. Его решения не должны одобряться другими структурными подразделениями, которые могли бы накладывать вето, исходя из собственных интересов.
  • Орган, ответственный за принятие решений, не должен вовлекаться в процесс финансирования организации по разработке стандартов. Это необходимо для того, чтобы предотвратить любые подозрения в том, что голоса представителей или же само членство могут быть куплены. Не должно существовать даже возможностей для подобных предположений.

Детали практического воплощения данных положений могут стать темой отдельного обсуждения. Например, многие могли бы указать на то, что для соответствия выдвинутым критериям некоторым или всем членам органа, ответственного за принятие решений, пришлось бы работать в нем на постоянной основе, а одновременное членство в других организациях должно быть запрещено. Вполне возможно, что это снизило бы вероятность лоббирования частных интересов. В то же время, другие могут заметить, что сбалансированное представительство и процесс, при помощи которого формируется состав такого органа, упразднят необходимость в подобной автономности. Одновременно существует мнение, что если данные представители являются членами национальных организаций по разработке стандартов, то они итак защищают общественные интересы и не должны разрывать связи с делегировавшими их структурами. Таким образом, в зависимости от системы сдержек и противовесов, которая будет реализована в рамках работы по созданию единых стандартов, отдельные детали будут, вероятно, уточняться. Тем не менее, это не отменяет необходимости того, что ответственный за принятие решений орган создающейся международной организации должен так или иначе соответствовать перечисленным выше критериям. Только тогда его можно будет рассматривать как структуру, приемлемую с точки зрения разработки качественных стандартов бухгалтерского учета.


Вероятно, что будет существовать частичное совпадение взглядов представителя как отдельного лица и взглядов групп интересов, которые он или она представляет. Это естественное явление, берущее начало в индивидуальном опыте данного лица.

Независимость может по-разному достигаться и иметь несколько уровней. Например, некоторые считают, что одна и та же группа не должна одновременно и устанавливать стандарты бухгалтерского учета, и быть ответственной за их применение, поскольку это приведет к появлению стандартов, которые отвечают специфическим устремлениям отдельных групп интересов (например, представителей бухгалтерской профессии). Это могло бы привести к конфликту между стандартами и основными общественными интересами. Разделения этих обязанностей можно достичь разными способами. Например, многие считают, что действующей структуре разработки стандартов в Соединенных Штатах присущи как независимость FASB, так и адекватное представительство общественных интересов.
2. Адекватная рабочая процедура

Создание адекватной рабочей процедуры, возможно, является самым эффективным механизмом для реализации заявленных ранее принципов: способности к инновациям, значимости, способности реагировать на события, объективности, приемлемости и достоверности, доступности и ответственности. Рабочая процедура - это способ, при помощи которого орган, ответственный за принятие решений, поддерживает отношения с внешними сторонами, чьи интересы, в конечном итоге, он должен защищать. Это способ избежать возникновения ситуации, когда разработчики стандартов находятся в вакууме, изоляции от остального финансового сообщества. Сочетание адекватной рабочей процедуры и независимости органа, принимающего решения, существенно увеличивает потенциал организации в целом и создает систему сдержек и противовесов, необходимую для ее эффективной деятельности.

Итак, способность к инновациям, значимость, способность реагировать на события, объективность, приемлемость и достоверность, доступность и ответственность. Эти принципы будут достигнуты только благодаря следующим характеристикам рабочей процедуры:

  • Организация по разработке стандартов поддерживает связь с внешними экспертами по различным текущим вопросам. Это способствует четкому пониманию поставленных проблем, а также гарантирует, что все возможные варианты их решения будут обнаружены и проанализированы.
  • Организация по разработке стандартов поддерживает взаимодействие с организациями, занимающимися разработкой и внедрением стандартов бухгалтерского учета, составителями отчетности и пользователями финансовой информации по текущим вопросам. Это способствует должному и своевременному пониманию потребностей рынков капиталов.
  • Всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность на различных стадиях процесса разработки стандартов излагать свои собственные взгляды, так что организация по разработке стандартов может установить, какие именно варианты решения наилучшим образом согласуются с общественными интересами.
  • Определяются так называемые "ключевые группы", состоящие их представителей различных заинтересованных сторон. Мнения этих групп рассматриваются организацией по разработке стандартов до окончательного оформления решений. Ключевым группам предоставляются равные возможности по отстаиванию своих позиций, так что организация по разработке стандартов может провести сопоставление различных точек зрения.
  • В процессе работы по созданию нормативов организация по разработке стандартов доводит информацию о своей деятельности и предварительных выводах до сведения всех заинтересованных сторон, не входящих в ее состав. Это способствует реализации принципов приемлемости деятельности данной организации и доступности ее точки зрения.
  • В ходе разработки стандартов обеспечивается механизм обратной связи. Все заинтересованные стороны получают возможность высказать свое мнение о деятельности организации, ответственной за разработку стандартов.
  • Организация по разработке стандартов принимает свои решения на заседаниях, открытых для участия общественности.

Существует несколько способов реализации данных положений в рамках рабочей процедуры. В Соединенных Штатах для этого формируются специальные целевые группы, проводятся контактные встречи, составляются письма с комментариями, проводятся общественные слушания и испытания стандартов на практике. Кроме того, существует Консультативный Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Advisory Council), заседания комитета FASB проводятся открыто, делаются предварительные публичные заявления, а итоговые документы доступны. Как и в случае с созданием независимого органа, ответственного за принятие решений, описанного в предыдущем разделе, возможно существование альтернативных процедур, которые, в свою очередь, являются частью международной рабочей процедуры, обеспечивающей реализацию провозглашенных принципов. Например, формальная консультативная группа будет не нужна, если члены международной организации по разработке стандартов считают, что их представительство может быть обеспечено другими способами: участием в работе принимающего решения органа путем частого проведения контактных встреч, а также посредством предоставления своих конкретных замечаний и комментариев.

3. Соответствующий персонал

Как показывает практика всех национальных организаций по разработке стандартов, необходимо создание основной группы квалифицированных лиц, которые все свое время отдают процессу разработки стандартов и поддержке деятельности органа, ответственного за принятие решений. Оптимальный размер такой группы будет зависеть от насыщенности повестки дня, процедуры принятия решений (например, постатейное утверждение постановлений, принятое в комитете FASB, или голосование за полный пакет предварительных решений, как во многих других организациях по разработке стандартов), объема требуемой исследовательской работы, а также, кроме всего прочего, и от сложности поставленных вопросов.

Для реализации таких важнейших принципов, как лидерство, наличие инновационного потенциала и способности реагировать на события количество сотрудников должно быть достаточным, чтобы справиться со следующими обязанностями:

  • Проведение исследований, обеспечивающих понимание поставленных вопросов и достаточных для определения возможных вариантов решения проблем.
  • Разработка вариантов решения проблем и предоставление рекомендаций органу, ответственному за принятие решений.
  • Специальное изучение дополнительных вопросов по заявке органа, занимающегося разработкой стандартов.
  • Готовность к взаимодействию с группами и структурами, входящими в состав организации по разработке стандартов: отслеживание, анализ и уточнение их точек зрения, ответы на запросы по реализации текущих проектов и соблюдению действующих стандартов.
  • Постоянное взаимодействие с органом, ответственным за принятие стандартов - обеспечение его полной информацией по вопросов и проблем, требующим особого внимания.
  • Управление и координация деятельности в рамках рабочей процедуры, такой, как заседания, слушания, предоставление комментариев и замечаний, подготовка документов и так далее.

В подборе сотрудников для международной организации по разработке стандартов могут принять участие, хотя бы отчасти, соответствующие национальные структуры. А сами сотрудники органа, ответственного за принятие решений, могли бы взять на себя некоторые из исследовательских функций, а также обязанности по непосредственной разработке стандартов. В любом случае, число постоянно работающих сотрудников должно быть достаточным, чтобы выполнять возложенные на них обязанности по каждому вопросу, связанному с исследованиями или разработкой стандартов, из повестки дня ответственного органа.

4. Независимое финансирование

Отделение вопросов финансирования от обязанностей по выдаче рекомендаций и голосованию поможет сохранить независимость и объективность органа по принятию решений. Следующие характеристики должны стать частью структуры качественной международной организации по разработке стандартов:

  • Деятельность, связанная с финансированием, должна осуществляться отдельными лицами или группами лиц, которые не зависят от тех, кто непосредственно участвует в разработке стандартов (а именно членов органа по принятию решений и его персонала).
  • Необходимые средства поступают из разнообразных источников, которые охватывают все группы интересов.

В Соединенных Штатах комитет FASB не участвует в деятельности Фонда финансового учета (Financial Accounting Foundation - FAF), занимающегося привлечением необходимых средств.

5. Независимый контроль

Надлежащий контроль обеспечивает реализацию принципов достоверности, способности реагировать на события, объективности и эффективности при формулировании стандартов бухгалтерского учета. Данная обязанность должна быть возложена на независимую группу лиц, которая способна обеспечить, насколько это возможно, осуществление необходимых перемен, даже если они могут нарушить статус-кво или вступить в противоречие с имущественными интересами.

  • Ответственный орган, его деятельность, политика и порядок работы, но не его решения по принятию стандартов, должны подвергаться постоянному надзору и периодически оцениваться группой, независимой от самого этого органа.
  • С целью баланса интересов в осуществлении контроля должны быть представлены общественные интересы, а также интересы групп, входящих в состав организации по разработке стандартов.

Так, в Соединенных Штатах попечители FAF продолжают осуществлять независимый надзор за деятельностью комитета FASB.

 

 

Реклама: