Применение функционально-стоимостного анализа для расчета себестоимости продукции
В. Ивлев, Т. Попова
Начало в выпусках: #76
Процессный подход. Бизнес-процессы
Функционально-стоимостной анализ требует комбинированного применения процессного и структурного подходов к управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Структурный подход используется, как правило, для получения отдельных исходных данных, необходимых при проведении АВС-расчетов.
Под бизнес-процессом мы будем понимать совокупность различных видов деятельности, которые создают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.
Практика показала, что целесообразно выделять пять видов бизнес-процессов:
- основные, на базе которых осуществляется выполнение функций текущей деятельности предприятия по производству продукции или предоставлению услуг;
- обеспечивающие для основных;
- бизнес-процессы развития предприятия;
- бизнес-процессы управления деятельностью предприятия;
- обеспечивающие управление.
Каждая составляющая накладных расходов порождается определенной функцией, относящейся к какому-либо из бизнес-процессов. Доля накладных расходов по каждому продукту пропорциональна той функции, которая их порождает. Таким образом, перечень выполняемых функций, их причинно-следственные связи и частота выполнения, в совокупности определяющие объем функций, более точно отражают долгосрочные переменные затраты, чем объем выпуска продукции.
Затраты на бизнес-процессы
Чтобы осуществить расчет себестоимости на основе АВС-метода, необходимо распределить функции обеспечивающих бизнес-процессов по основным бизнес-процессам.
Основными бизнес-процессами в нашем примере являются: "Произвести продукцию А" и "Произвести продукцию В", а обеспечивающими - "Обработать заказы на приемку", "Обработать заказы на упаковку" и "Выполнить наряды на работы Конструкторского отдела". В Таб. 6 показано, как распределяются доли функций обеспечивающих бизнес-процессов по основным.
Затраты на бизнес-процессы "Обработать заказы на приемку" и "Обработать заказы на упаковку" порождаются:
- количеством и весом поступивших грузов без упаковки;
- хрупкостью грузов;
- общим количеством поступивших грузов.
Такие затраты связаны с рабочей нагрузкой, а не с объемом производимой продукции. При оформлении заказа на приемку получение каждого компонента осуществляется один раз на весь производственный цикл при политике управления запасами "точно-в-срок".
Распределение рабочей нагрузки в бизнес-процессе "Выполнить наряды на работы Конструкторского отдела" основано на субъективной оценке долгосрочных тенденций по нарядам на проектирование для каждого вида продукта.
Весьма непросто получить данные по рабочей нагрузке обеспечивающих бизнес-процессов (Таб. 5). Для этого необходимо использовать оригинальные методики разнесения затрат по видам деятельности (по функциям).
Таблица 5. Рабочая нагрузка обеспечивающих бизнес-процессов, порождающих накладные расходы
Бизнес-процессы | "Произвести продукцию А" | "Произвести продукцию В" |
"Обработать заказы на приемку" (100%) | 20% | 80% |
"Обработать заказы на упаковку" (100%) | 16% | 84% |
"Выполнить наряды на работы в конструкторском отделе" (100%) | 40% | 60% |
Возьмем для примера бизнес-процесс "Произвести продукцию А". 20% затрат по приемке (приходящиеся на продукт А) составят: 400 000 руб. * 0,2 = 80 000 руб. Стоимость приемки каждой единицы изделия будет равна 5,33 руб. (80 000 руб./15000 шт.). В Таб. 6 представлены результаты расчетов по основным бизнес-процессам на основе данных Таб. 5.
Таблица 6. Подход к исчислению себестоимости единицы продукции с точки зрения АВС
Бизнес-процессы/ Статьи затрат | "Произвести продукцию А" | "Произвести продукцию В" |
Материалы | 20,00 руб. | 10,00 руб. |
Прямые затраты труда | 15,00 руб. | 7,50 руб. |
Подготовительные операции | 0,02 руб. | 0,33 руб. |
Накладные расходы по эксплуатации оборудования | 22,50 руб. | 36,00 руб. |
"Обработать заказы на приемку" | 5,33 руб. | 32,00 руб. |
"Выполнить наряды на работы Конструкторского отдела" | 16,00 руб. | 36,00 руб. |
"Обработать заказы на упаковку" | 4,27 руб. | 33,60 руб. |
Итого | 83,12 руб. | 155,43 руб. |
Сравнение двух подходов к расчету себестоимости
В Таб. 7 приведены обобщенные данные по себестоимости и рентабельности продуктов А и В.
Таблица 7. Сравнение систем учета затрат
A | В | |
ЗАТРАТЫ НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ | ||
Традиционная система учета затрат, основанная на показателях объема | 144,50 руб. | 72,25 руб. |
ABC | 83,2 руб. | 155,43 руб. |
Цена реализации | 206,4 руб. | 144,5 руб. |
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В РАСЧЕТЕ НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ | ||
Традиционная система: Прибыль на единицу продукции | 61,9 руб. | 72,25 руб. |
Валовая прибыль | 30% | 50% |
ABC система: Прибыль на единицу продукции | 123,28 руб. | -10,93 руб. |
Валовая прибыль | 60% | Убыток! |
Анализ полученных результатов показывает, что при использовании традиционной системы учета, основанной на показателях объема, издержки по продукту В оказываются существенно занижены, а по продукту А - завышены. Таким образом, продукты с высоким объемом выпуска дотируют продукты с меньшим объемом, а традиционная система учета затрат скрывает эти дотации.
Заключение
Основные недостатки традиционной системы учета затрат заключаются в том, что она:
- констатирует определенный уровень прибыли, но не дает ответа на вопрос, за счет чего он достигнут;
- неправильно распределяет затраты на продукты и услуги, что приводит к завышенным или заниженным ценам, а, следовательно, к неправильному определению доли каждого продукта в суммарной прибыли предприятия;
- дает недостоверную информацию о рентабельности продуктов, что влечет за собой ошибочное представление о стратегическом развитии предприятия и путях достижения устойчивого конкурентного преимущества. Отчетные показатели прибыли не отражают реального положения дел.
Учет затрат, основанный на методологии функционально-стоимостного анализа, помогает устранить вышеперечисленные недостатки. АВС-информация позволяет предприятию разработать и применить жизнеспособную стратегию на рынке, а также принимать управленческие решения по:
- формированию конкурентоспособных цен на продукты и услуги;
- определению истинной себестоимости отдельных видов продукции и услуг;
- гибкому ценообразованию;
- управлению ассортиментом выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;
- оценке бизнес-процессов или деятельности каждого структурного подразделения;
- разработке бюджетов предприятия.
Об авторах:
Ивлев Владимир Анатольевич, генеральный директор российской консалтинговой компании "ВИП Анатех", к.т.н.
Попова Татьяна Владимировна, директор по финансам и маркетингу той же компании, к.э.н.
Контакты:
Тел/факс (095) 361-9500, 361-9885
E-mail anatech@cityline.ru
Http://www.user.cityline.ru/~anatech