Letyshops

Бухгалтерская отчетность в режиме он-лайн

Симон Петравик

Чтение годового отчета облегчается! Причина тому - наличие ссылок.

Многие акционерные компании используют Web-сайты для распространения самой разнообразной финансовой информации. Данная статья содержит краткое описание видов отчетности, которая, как правило, публикуется на сайтах, а также способов подачи такой информации.

Годовые отчеты, опубликованные на сайтах компаний, во всем своем блеске выглядят как звезды какого-нибудь шоу. Существуют еще и квартальные отчеты, информационные бюллетени, ссылки на официальные источники информации. Некоторые Web-сайты позволяют посетителям проигрывать сценарии "что если..." или подавать свой голос в качестве акционера. Применение перекрестных ссылок, связывающих пункты бухгалтерских отчетов с соответствующими комментариями, способствует лучшему пониманию бухгалтерской отчетности.

Акционерные компании публикуют на своих Web-сайтах огромное количество финансовой информации. В Таблице 1 приводятся данные, собранные о сайтах компаний из списка Fortune 150. В данном случае используется более общее определение понятия "финансовая информация", в которое помимо годовых отчетов включаются также, к примеру, отчеты о прибыли и финансовые сводки.

Таблица 1. Использование корпоративных сайтов для публикации бухгалтерских отчетов

  компании из списка Fortune 150 компании из списка фондового рынка Nasdaq
Янв. 1998 Дек. 1996 Март 1998
Веб-сайты, содержащие финансовую информацию 140 (93,3%) 40 (26,7%) 45 (52,3%)
Веб-сайты, не содержащие финансовой информации 2 (1,3) 9 (6,0) 8 (9,3)
Нет веб-сайта 8 (6,3) 101 (67,3) 93 (38,4)
Всего 150 (100%) 150 (100%) 86 (100%)

Итак, исследование показало, что всего за 14 месяцев компаниями из списка Fortune 150 был достигнут огромный прогресс в использовании технологии Web. В настоящий время 93% таких компаний используют сайты для публикации финансовой отчетности. Это неудивительно, поскольку крупные компании находятся в центре повышенного внимания, а Web является удачным способом предоставления общественности самой актуальной информации.

Нет ничего неожиданного в том, что крупные компании сделали использование Web неотъемлемой частью своей стратегии. Но возникает вопрос, насколько широко для распространения финансовой информации используют свои Web-сайты менее крупные компании? Чтобы измерить этот показатель, я отобрал случайным образом 86 компаний, чьи ценные бумаги котируются на фондовых рынках Nasdaq, исключив при этом компании, приведенные в рейтинговых списках Nasdaq 100 или Nasdaq Financial 100, так как в них приведены, соответственно, крупнейшие нефинансовые и финансовые компании. Данные, приведенные в Таблице 1 показывают, что большинство из них также использует Web для публикации бухгалтерской отчетности, хотя и не в таком масштабе, как компании из списка Fortune 150.

Интерес к подобного рода информации служит еще одним подтверждением растущего значения финансовых отчетов, предоставляемых в режиме он-лайн. Во-первых, этот вопрос привлек внимание сотрудников FASB, Комитета по стандартам бухгалтерского учета. Комитет FASB разработал Web-сайт, содержащий демонстрационные бухгалтерские отчеты несуществующей компании FauxCom, описание которой можно найти в материалах комитета Дженкинса по адресу raw.rutgers.edu/accounting/raw/fasb/fauxcom/default.htm. Кстати, сотрудники Комитета надеются получить замечания и предложения в связи с этой разработкой.

Кроме того, Американский институт дипломированных бухгалтеров (AICPA) создал специальную группу по изучению вопросов, связанных с электронным распространением бухгалтерской информации (Electronic Dissemination of Financial Information Task Force). Перед членами этой Группы поставлена задача оценки перспектив использования такой формы отчетности и разработки стратегии Института в данной сфере. Совсем недавно Группа провела опрос дипломированных бухгалтеров для того, чтобы выяснить их отношение к финансовой информации, распространяемой при помощи Web-сайтов, а также то, насколько часто им приходится сталкиваться с подобного рода отчетностью. Хотя форма подведения итогов исследования не была определена, глава института Джон Аршамбо (John Archambault) заявил, что члены Группы рассматривают возможность выпуска документа, в котором будут описаны наиболее удачные наработки в данной области.

Виды наиболее часто публикуемой финансовой информации

Практически на всех корпоративных Web-сайтах можно найти: годовые и текущие отчеты, информацию, предоставляемую в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), а также курс акций. Кроме того, отдельные компании публикуют отчеты о собраниях, информацию для специалистов по ценным бумагам, в том числе и зарубежных. Некоторые фирмы предлагают пользователям инструментарий для анализа и построения запросов, а своим акционерам - возможность подачи голосов в режиме on-line.

Годовые отчеты. Вокруг годового отчета строится отчетный цикл во многих организациях. Соответственно, корпоративные Web-сайты служат хранилищем большинства текущих отчетов, а также некоторых отчетов за предыдущие годы. В основном используются два формата: HTML и PDF.

HTML представляет собой язык программирования, предназначенный для создания документов, просматриваемых при помощи Web-броузеров, например, Netscape Navigator или Microsoft Explorer. Бухгалтерские отчеты, созданные в формате HTML, имеют наилучшую переносимость, поскольку Web-броузеры могут отображать их без помощи приложений, подключаемых дополнительно. Кроме того, данный формат можно использовать для создания ссылок на схожую информацию, облегчив тем самым навигацию. Пример компании Intel (www.intel.com/intel/finance/annual.html) иллюстрирует некоторые из отмеченных особенностей. Текущий годовой отчет имеет оглавление, содержащее ссылки на все разделы. Отчет может быть также пролистан страница за страницей, как если бы он был напечатан. Использование возможностей формата HTML в полном объеме делает сами документы более привлекательными, а работу с ними чрезвычайно удобной.

Программное обеспечение Adobe Acrobat используется для создания файлов в формате PDF (Portable Document Files - переносимые файлы документов). Это программное обеспечение преобразует формат документов таким образом, чтобы они могли быть прочитаны при помощи свободно распространяемого приложения Adobe Acrobat Reader. Файлы в формате PDF сохраняют оригинальный вид документов и могут быть прочитаны на множестве платформ, т.е. на компьютерах, работающих под управлением различных версий Windows, UNIX или Mac OS.

Полный годовой отчет, сохраненный в формате PDF, может быть очень большим. Например, подобная отчетность компании Whirlpool (www.whirlpoolcorp.com/ics/ir/ann_report.html) занимает более 2 мегабайтов. Для загрузки больших файлов требуется много времени, что делает их неудобными для доступа. Компания Whirlpool решает данную проблему, разбивая информацию на небольшие файлы, содержащие составные части полного годового отчета. Это позволяет заинтересованным лицам быстро получать только ту информацию, которая им действительно необходима.

Промежуточные отчеты. Эти отчеты предоставляют инвесторам самую актуальную информацию о текущей деятельности компаний. Самый последний отчет, а также несколько отчетов за предыдущие периоды, как правило, публикуются на Web-сайтах. Компании могут также публиковать отчеты о прибыли, извещения о выплате дивидендов, а также другую информацию для держателей акций. Сайт компании Caterpillar (www.cat.com/about/finansials/financials.html) содержит прекрасно организованную сводку ежемесячных отчетов о прибыли, начиная с 1995 года и по настоящий момент. Сайт компании Walgreens (www.walgreens.com/comp/pressroom/pressrum.html) содержит как ежеквартальные результаты, так и ежемесячные сведения о реализации.

Продолжение материала читайте в следующем выпуске еженедельника.

Продолжение в выпусках: #30

 

 

Реклама: