Letyshops

Переход к производству, ориентированному на потребителя

Капустин В.Н.

Тезисы выступления на конференции "Управление в России: отказ от иллюзий" (Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2000г.). Предоставлены ИКФ "АЛЬТ".

Неожиданное противоречие

В течение послекризисного периода ситуация в российской промышленности круто изменилась. Спад сменился подъемом, практически все отрасли промышленности демонстрируют рост производства.

Окрыленные успехом, менеджеры предприятий переключились на завоевание новых рынков сбыта, расширение номенклатуры продукции, увеличение объемов производства. Однако они сразу натолкнулись на проблему, которой не ждали, - противоречие между рыночными требованиями современного российского клиента и "советской структурой управления производством (или отсутствием оной).

В чем состоит это противоречие? Ведь требования рынка просты: сроки, цена, качество, специфические свойства.

Современный клиент не хочет ждать или влезать в прокрустово ложе "серийного" продукта. Он готов платить деньги, но при этом требует, чтобы соблюдались сроки поставки, чтобы эти сроки были минимальными и полученный клиентом товар соответствовал конкретным запросам. Он требует того, что на Западе называется "производством, ориентированным на потребителя".

Структура и методы управления предприятием, унаследованные от советской производственной модели "план-по-валу", полностью не соответствуют требованиям рынка.

Советская модель преследовала цели увеличить объем производства, тогда как западная - повысить прибыльность. Задачей нашего планирования было - обеспечить количественные показатели в рамках жесткого плана. В западной модели на первое место выходит достижение быстрой реакции на потребности рынка, на существующий или прогнозируемый спрос. Несоответствия в стратегии управления порождают отличия в тактике, в роли людей в производственном процессе.

Советская модель базируется на методе "выталкивающей системы": наличие заделов по готовой продукции и большие страховые запасы, замораживание материальных ресурсов и длительный цикл производства. Современные требования рынка диктуют переход на "вытягивающую систему": минимизация запасов и сроков производства.

Вырваться из круга

Что же необходимо предпринять руководству наших предприятий, чтобы вырваться из порочного круга?

В первую очередь, надо принять меры по реорганизации структуры управления, переориентации ее на обработку заказов клиента. Эти изменения должны коснуться всех сторон деятельности предприятия. Сегодня производство живет само по себе, ориентируясь на вал и (в угоду своим внутренним интересам) жертвуя интересами фирмы.

Необходимо создать цепочку: маркетинг - сбыт - производство - снабжение. Все компоненты должны быть объединены одной целью - удовлетворение запросов клиентов.

Необходимо поставить оценку результатов деятельности производства и снабжения в зависимость от качества и сроков выполнения клиентских заказов. И не только в отношении высшего руководства. Решения, принимаемые на уровне начальников групп, мастеров, рядовых исполнителей, часто наносят наибольший ущерб предприятию.

В нашей промышленности получил распространение термин "беспредел мастеров", когда каждый мастер сам решает, что нужно производить его рабочим. При этом он часто исходит не из требований производства, а из желания закрыть наибольший объем нормо-часов.

Необходим полный пересмотр структуры и методов планирования и учета на предприятии. В этом направлении можно наметить следующие шаги:

  • переход на позаказные методы планирования и учета;
  • внедрение современной модели планирования ресурсов предприятия;
  • переход на позаказный контроль производственного процесса в реальном масштабе времени.

Если методики позаказного учета более или менее внедряются на предприятиях, то к переходу на позаказные методы планирования и управления, к внедрению современных методов планирования ресурсов предприятия и контролю производственного процесса некоторые только начинают подходить.

Что мы понимаем под современными методами планирования? Все, что лежит в основе концепции MRP II (планирование ресурсов производства) и ее современных реализациях. Это планирование и управление основными ресурсами предприятия (материалы, мощности, люди, деньги) с постоянной обратной связью на уровне исполнения заказов.

Что даст предприятию внедрение современных методов планирования ресурсов и контроля производственных процессов? Управляемость производства; оптимизацию материальных, машинных, людских и финансовых ресурсов в соответствии с требованиями реальной программы сбыта; снижение сроков реализации заказов за счет четкого планирования потребностей в ресурсах; оптимизацию загрузки производственных мощностей; предварительную оценку выполнимости заказа; четкий контроль выполнения и финансовых показателей деятельности по каждому заказу.

Все это создаст нормальную базу для перехода к "производству, ориентированному на потребителя". Мы получим управляемость и прогнозируемость процессов внутри предприятия, возможность быстро и качественно реагировать на запрос потребителя, прогнозировать выполняемость запроса, контролировать выполнение своих обязательств.

Инструменты реформ

Осознав, что без изменений дальше жить невозможно, предприятия начинают задаваться вопросом: как провести реорганизацию? Какие инструменты помогут это сделать?

Для недавно созданных малых и средних компаний проблема ориентации на клиента была решена уже в момент их создания. Гораздо сложнее со старыми "советскими" предприятиями (особенно в области машиностроения). Именно им, с их размерами и сложным производственным процессом, очень непросто осуществить преобразования.

В мировой практике такую задачу приходилось в тот или иной момент решать всем предприятиям. Именно потребность в реформах стала стимулом для развития и активного распространения информационных технологий управления предприятием.

Мы полагаем, что единственный способ провести весь комплекс преобразований, нужных для перехода к "производству, ориентированному на потребителя", - внедрить системы планирования ресурсов предприятия (ERP-систем). Они не являются панацеей и не избавят от всех проблем. Это необходимое, хотя и недостаточное средство.

Переход к "производству, ориентированному на потребителя" - задача первостепенной важности для отечественных предприятий. Без этого им не выжить в конкурентной борьбе.

 

 

Реклама: