Год больших сделок
Джон Ксенакис
Поглощения, Интернет, Microsoft
Для рынка бухгалтерского программного обеспечения среднего класса 1999 год стал годом сделок. Два старейших и наиболее известных поставщика: Peachtree и RealWorld были приобретены, соответственно, компаниями Sage и Great Plains. Sage, сразу после окончания года, объявила о своем намерении купить компанию Best Software, ведущего поставщика ПО управления персоналом и учета заработной платы. Great Plains договорилась о партнерстве с компанией Siebel Systems, специализирующейся на фронт-офисных системах.
ASA International в ноябре приобрела компанию-поставщика систем управления проектами Design Data Systems (DDS). Последняя, в свою очередь, собирается приобрести новое имя - Khameleon.
Компания Accpac International отказалась от своих планов провести первоначальное предложение акций. В то же время компания Damgaard, относительный новичок на рынке США, успешно справилась со всеми трудностями и в октябре разместила свои акции.
Прошедший год стал также годом Интернета. Поставщики систем среднего класса соревновались между собой, трансформируя свои программы в соответствии с требованиями новой "Web-экономики". Интернет позволил некоторым поставщикам выйти на рынок с программным обеспечением, которое можно арендовать через провайдеров приложений (application service providers - ASP). Так, компания SBT Accounting Systems недавно добилась работы через Интернет всех своих бухгалтерских продуктов, собираясь наделить своих реселлеров функциями ASP-провайдеров.
Прошлый год, как и позапрошлый, был годом Microsoft. Все поставщики, упомянутые в этом обзоре, предлагают сегодня продукты, работающие на платформе Windows NT, и ПО только двух компаний не базируется на СУБД Microsoft SQL Server.
В 1999 году прекратили существование системы, не готовые к переходу в 2000 год. Любой поставщик, желающий остаться в бизнесе, был просто обязан предохранить свои системы от "ошибки тысячелетия".
В реальном мире: Great Plains
Компания RealWorld, столкнулась с некоторыми трудностями, расставаясь со своими старыми системами. "RealWorld всегда была на виду, - говорил в ноябре президент компании Курт Мюффельман (Kurt A. Mueffelmann). - В этом году перед нами стояли две задачи: во-первых, подготовить работающий в DOS и имеющий 250 000 пользователей продукт Classic к наступлению 2000 года (и мы это сделали), и во-вторых, перенести функциональные возможности линии Classic в системы линии Expertise под Windows".
Увы, все пошло не так, как рассчитывала компания. Из 250 000 инсталлированных продуктов только 20 000 были заменены на продукт с поддержкой 2000 года. Большинство пользователей просто перешли на другие системы. В январе этого года RealWorld выкинула белый флаг, позволив поглотить себя компании Great Plains Software.
"Для Great Plains это стало большим приобретением, - утверждает аналитик бостонской фирмы Summit Strategies Лори МакКейб (Laurie McCabe). - Сделка принесла ей тысячи новых клиентов и сотни реселлеров на рынке средних компаний, где Great Plains занимает оптимальные позиции и фактически опережает всех".
Компанию Great Plains трудно превзойти и в отношении поддержки Интернета, которая обеспечивается приложением для электронной коммерции и CRM-модулем, разработанным совместно с Siebel. По мнению Джеффа Мартина (Jeff Martin), партнера из бостонского офиса Deloitte & Touche, сотрудничество с Siebel позволило Great Plains оторваться от Epicor в области разработки систем для Web.
"Финансовые модули Great Plains и Epicor приблизительно равны по своим возможностям, - говорит Мартин. - Однако если вам нужна система, позволяющая работать через Интернет, то здесь впереди Great Plains. Epicor отстает примерно на 12 месяцев". При этом Мартин добавляет, что для многих пользователей такая разница может не иметь значения: "Вам может понадобиться Интернет-система для ввода заказов или контроля запасов, но так ли уж она вам нужна для ведения главной книги? Так ли уж нужно, чтобы кто-нибудь осуществлял проводки через Интернет?"
Кроме того, по словам Мартина, Epicor все еще впереди как поставщик производственного программного обеспечения: "Epicor приобрела компании DataWorks и FocusSoft, специализирующиеся на разработке производственного ПО. Если вам понадобится производственная часть, свой выбор можно остановить на системах этих компаний, ведь Great Plains не имеет серьезных встроенных функций поддержки управления производством".
Попробуйте "персиковое дерево": Sage
Компания Sage Group также получила в наследство новых клиентов, приобретя в феврале 1999 года фирму Peachtree Software. (На рынке систем среднего класса крупная рыба часто проглатывает мелкую. Так, сама Peachtree в 1997 году купила поставщика системы Mica IV компанию Micro Associates.) "Наша стратегия в отношении Peachtree состояла в том, чтобы приобрести брэнд на рынке компаний с годовым доходом от 1 до 2 млн. долларов, - говорит Дэвид Батлер (David Butler), президент и директор по текущим вопросам американского филиала Sage. - Как только клиенты перерастают Peachtree, мы предлагаем им ряд продуктов среднего класса, на которые они могли бы перейти".
Британская компания Sage была практически неизвестна на американском рынке до 1998 года. Именно тогда она приобрела поставщика бухгалтерских систем State of the Art вместе с его продуктом MAS 90 для DOS и Windows, десятками тысяч пользователей и системой Acuity, работающей под Windows и поддерживающей SQL Server. Сегодня Sage предлагает быстро расширяющимся компаниям путь для роста - от Peachtree через MAS 90 к Acuity.
"У нас насчитывается более 2 миллионов клиентов по всему миру, - с гордостью говорит Батлер. - Мы входим в список 100 самых крупных компаний Великобритании. Мы являемся лидерами на рынке бухгалтерского ПО для малых и средних предприятий в нескольких европейских странах".
Крупным компаниям также не следует пренебрегать такими "коробочными" продуктами, как Peachtree или QuickBooks компании Intuit, считает Мартин из Deloitte & Touche: "В некоторых организациях есть от 50 до 60 непрофильных подразделений, которые часто используют Epicor для ведения бухгалтерского учета. Но зачем тратить 10 тыс. долларов на программы? Для подразделения, у которого годовой доход от 1 до 2 млн. долларов и менее 100 операций в месяц, Peachtree или QuickBooks представляются удобным способом контролировать активы и пассивы, распечатывать баланс и отчеты о прибылях и убытках".
От бэк-офиса до фронт-офиса: Epicor
В мае 1999 года компания Platinum Software сменила имя на Epicor Software. Этому предшествовало произошедшее в конце 1998 года слияние с поставщиком производственного ПО - компанией DataWorks. Новое имя должно привнести "как центральное основание, дающее нам силу, направление и цель, так и ощущение чего-то ошеломляющего и решительного", - говорит председатель правления и главный исполнительный директор компании Джордж Клаус (George Klaus).
Наряду с другими продуктами, слияние принесло компании три системы для производства: Vantage, Avante и Vista, ознаменовав существенные изменения в бизнесе, раньше во многом ориентированном на финансовые системы. "Это слияние позволило нам говорить о своем большом опыте в области производства, в которой Platinum Software только начинала осваиваться", - утверждает Скотт Моррисон, директор Epicor по маркетингу продукции.
Достойны внимания и фронт-офисные приложения Epicor. "У Epicor в портфеле имеется множество продуктов, и на разработку Avante компания выделила ограниченные ресурсы, - говорит Чарльз Эшингер, аналитик из Gartner Group (Стамфорд, штат Коннектикут). - Большая часть доходов от продажи продукции компании приходится на долю ERA Financials и Clientele (CRM-система Epicor). Так как CRM является сегодня одним из самых активных рынков, Epicor считает, что сможет получить наибольшую отдачу, продвигая Clientele и ERA Financials".
Что касается Avante, то Эшингер называет эту систему "хорошим и надежным продуктом, имеющим, однако, устаревшую технологическую базу. Epicor практически ничего здесь не меняла. Пользователям следует ожидать появления версий, содержащих только исправление ошибок".
Шелдон Нидл (Sheldon Needle), президент консультационной фирмы CTS (Роквилл, штат Мэриленд), согласен с оценкой, данной Эшингером: "Epicor приобрела DataWorks, пытаясь купить себе доступ на рынок систем для производства. Однако по-моему, этот кусок оказался слишком большим. По имеющимся у меня данным, программное обеспечение DataWorks устарело и не соответствует современным требованиям. Трудно понять, что может дать такое приобретение, ведь сильной стороной Epicor всегда были ее финансовые системы".
Когда этот выпуск CFO Magazine был уже отправлен в печать, Epicor объявила о радикальном изменении названий своих продуктов. Флагманский пакет получил имя e - сокращение от Epicor. В состав пакета входят шесть приложений, включая Epicor eFrontOffice (вместе с Clientele) и Epicor eBackOffice (вместе с ERA Financials).
Лучшая интеграция: Macola
Благодаря приобретению систем управления производством, Epicor и Great Plains, которые раньше специализировались на финансовых системах, стали поставщиками полнофункциональных ERP-систем. Тем самым они вторглись в область бизнеса компании Macola Software, которая на протяжении вот уже многих лет поставляет производственное ПО для предприятий среднего размера.
Правда, как говорит Брюс Холлингер (Bruce Hollinger), президент и главный исполнительный директор Macola, его компанию это не беспокоит: "У нас редко возникают проблемы, так как системы Great Plains и Epicor обычно стоят намного дороже наших систем". Холлингер замечает, что, если указанным поставщикам пришлось приобретать производственное ПО, аналогичные модули у Macola с самого начала разрабатывались вместе с финансовыми, поэтому ее продукты лучше сочетаются друг с другом.
Однако полностью избежать проблем, связанных со взаимодействием различных систем, не удается, видимо, никому. Вскоре после заявления Холлингера Macola объявила о подписании соглашения с компанией SalesLogix и начале совместной реализации разработанного этой компанией ПО для автоматизации деятельности отделов продаж и бухгалтерских систем Macola. Этот шаг будет способствовать развитию Интернет-стратегии Macola, но и поднимет ряд вопросов, связанных с интеграцией.
Один код для всех продуктов: Solomon
В отличие от других ведущих поставщиков, компания Solomon Software традиционно сопротивлялась искушению приобрести то, что можно было бы назвать набором разнородных унаследованных систем. Компания всегда применяла один исходный код для всего диапазона своих продуктов. Системы для локальных сетей и клиент-серверные системы имели один и тот же пользовательский интерфейс.
Сегодня такая стратегия заставила Solomon отказаться от продолжения разработки ее продуктов, ориентированных на локальную сеть, хотя компания будет по-прежнему обеспечивать поддержку существующих клиентов. Основной полнофункциональный продукт компании, Premier Edition, - это клиент-серверная система, работающая на СУБД Microsoft SQL Server. Для небольших компаний Solomon предлагает недорогой вариант Select Edition, рассчитанный не более чем на 10 пользователей.
По мнению главного исполнительного директора и президента компании Майка Рупа (Mike Rupe), придерживаясь стратегии единого кода, Solomon может уделять основное внимание разработке новых продуктов. "Два года назад мы имели 20 модулей, - говорит Руп, - сейчас у нас их около 55. Все продукты созданы на нашем инструментарии, поэтому очень тесно интегрированы друг с другом". Та же стратегия будет распространена на модули CRM и управления персоналом, которые Solomon планирует приобрести.
Вместе с исходным кодом: Accountmate
Компания Accountmate Software основное внимание уделяет упрощению модификации и настройки своей недорогой системы Visual AccountMate. Для пользователей (или реселлеров), которые не прочь "попрограммировать" сами, компания по-прежнему включает в свои продукты исходный код. Языком программирования является Microsoft Visual FoxPro, современная версия dBase, языка 1980-х годов, на котором была первоначально написана система.
Недавно AccountMate представила новый набор инструментов разработки. Они должны гарантировать устойчивость модификаций, осуществленных пользователем, даже после установки новой или обновленной версии программного обеспечения.
Стратегический сдвиг: SBT Accounting Systems
Еще один поставщик, открывший свой исходный код на Visual FoxPro, - компания SBT. Клиент-серверная система этой компании, Executive Series, принадлежит классу high-end, программный продукт среднего класса называется Pro Series. Добавив поддержку электронной коммерции, компания вывела на новый уровень функциональные возможности своих производственных систем и систем управления сбытом продукции.
"SBT была одной из первых компаний, реализовавших поддержку Интернета и действительно интегрированную поддержку электронной коммерции, - говорит Чарльз Чьюнинг (Charles Chewning), президент консультационной компании Solutions (Ричмонд, штат Виржиния). - Однако SBT до недавнего времени не вносила в эти свои продукты практически никаких изменений".
1 февраля SBT объявила о крупном сдвиге в своей стратегии. По словам Брайана Остина (Brian Austin), директора SBT по связям с общественностью, все бухгалтерские системы компании теперь будут доступны в Web с помощью ASP-провайдеров, которыми станут местные реселлеры: "От этого шага больше всего выиграют наши нынешние пользователи. Они получат немедленный доступ к самой последней версии программного обеспечения". По словам Остина, один реселлер сможет размещать на своих серверах системы десятков компаний. Конечно, SBT потребуется некоторое время, чтобы переключить реселлеров на функционирование по модели ASP.
Отказ от планов: Accpac
В 1998 году компания Accpac подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) регистрационное заявление на первоначальное размещение акций. Однако корпоративная стратегия Computer Associates изменилась, и материнская компания отказалась от планов отпустить Accpac в свободное плавание.
"Когда мы подавали документы, рынок акций был на подъеме, - говорит Крейг Даунинг (Craig Downing), вице-президент по маркетингу продукции. - Однако и в нынешней ситуации есть свои плюсы. Accpac может ускорить разработку новых функций, оставаясь частью Computer Associates и используя новые технологии, которые создает CA".
Даунинг считает, что конъюнктура рынка благоприятна для недорогой и ориентированной на локальную сеть системы Accpac, которую компания продолжает развивать наряду с более современной, но и более дорогой клиент-серверной версией своего программного обеспечения. "Я не утверждаю, что мы откажемся отхватить большой кусок рынка систем для SQL Server, но мы также стремимся учитывать потребности наших небольших клиентов в менее дорогой версии", - говорит Даунинг.
Окончание в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #75