Международные стандарты для управления ИТ
Джон Лейнхарт
ИТ нужно управлять
В последние годы предприятия стали воспринимать информационные технологии как обязательную и очень важную составляющую своей общей стратегии. Логическим продолжением такого подхода стала новая область деятельности - управление ИТ (IT governance), возникшая несколько лет назад.
Управление предприятием основывается на общепринятых правилах. Отделу ИТ также необходимо руководствоваться правилами, которые гарантируют ответственное использование информационных ресурсов предприятия, надлежащее управление рисками, соответствие информационных и связанных с ними технологий целям предприятия.
Ни одна компания не застрахована от технологических атак, мошенничества или ошибок планирования; от злостного хакерства, неопытного руководства или недовольства работников. Так, Государственный Департамент США недавно подтвердил факт взлома одного из своих секретных вебсайтов, в результате чего прекратили работать несколько внутренних серверов.
Некоторые передовые фирмы сообщают о разорительном перерасходе времени и средств на плохо управляемых проектах ИТ с раздутым бюджетом и неясно поставленными задачами. Руководителям предприятий пора вмешаться: всерьез заняться ИТ-проектами и обеспечить качественное управление ими.
Путь к успеху
Задача управления ИТ - контролировать и направлять информационные технологии. Эффективное управление согласует информационные технологии с целями предприятия, обеспечит максимальную отдачу от инвестиций в ИТ, поможет лучше управлять рисками, связанными с ИТ.
Эффективное и экономное размещение надежной информации и прикладных технологий - залог успеха.
За последнее десятилетие технологии изменили стиль работы почти всех руководителей. В настоящее время элементами управления ИТ являются:
- капитальные ресурсы (информационные системы, технологии и связь);
- стратегии и правила (коммерческие, юридические и иные вопросы);
- человеческие ресурсы (все участники процесса, в том числе директора, высший менеджмент, поставщики ИТ, пользователи и аудиторы).
Чтобы преуспеть в динамичной среде, нужно связать ИТ с бизнес-стратегией, что позволит достигать коммерческих целей, извлекать максимум пользы из информации и доступных технологий.
Традиционно руководители фирм не занимались информационными технологиями, уделяя внимание финансовым, стратегическим и другим проблемам. Управление ИТ позволит им повысить свою эффективность в информационной сфере бизнеса. Хорошее управление предприятием и информационными технологиями - путь к успеху.
Управление предприятием и отделом ИТ
Управление предприятием - это система, которая направляет и контролирует компанию. Она является определяющей и для работы отдела ИТ.
С другой стороны, необходимо, чтобы отдел ИТ вносил вклад в управление предприятием. Стратегические возможности и выгоды, доступные компании, нередко связаны с информационными технологиями.
Данные и услуги отдела ИТ должны отвечать задачам предприятия, независимо от того, где они используются: в торговле, эксплуатации, работе с кадрами, в юридической или производственной деятельности.
Задача технологов - обеспечить доступ к надежной, точной и оперативной информации. В этом случае предприятие наиболее полно реализует свои возможности и получит конкурентные преимущества.
Управление отделом ИТ во многом похоже на управление предприятием, хотя и носит более узкий характер.
Как и все предприятие, отдел ИТ ориентируется на положительный (или передовой) опыт, что помогает ответственно использовать информационные ресурсы, должным образом управлять рисками, согласовывать свою деятельность с целями предприятия.
Продолжение в следующем выпуске.