Маркетинговое консультирование. Разработка рекламных кампаний
Гончарук В.А.
консультант по маркетингу и управлению
Начало в выпусках: #67
Из книги "Маркетинговое консультирование"
Определение бюджета
Бюджет рекламы можно установить различными способами. Наиболее распространены планирование "от достигнутого" (берется без изменений цифра прошлых расходов), планирование от сбыта (в процентах от прошлого или ожидаемого), планирование на основе оценки рекламного бюджета конкурентов. Приглашение консультанта предполагает, что рекламная кампания для предприятия - дело относительно новое, поэтому цифра бюджета обычно не утверждается до проработки целей, аудитории и средств рекламы.
Независимо от того, был ли задан бюджет заранее, выбор средств рекламы для достижения ее целей определяет минимальную величину расходов. (Предполагается, что выбор основан на принципе - обязательное достижение целей при наименьших затратах.) Если полученный минимум лежит в границах здравого смысла, планов и возможностей предприятия, бюджет утверждается. Маленькая, по сравнению с ожидаемой, сумма позволяет скорректировать планы компании в сторону увеличения охвата аудитории или повысить "запас прочности" - использовать не минимальные, а средние объемы рекламных обращений в средствах информации. Завышенный бюджет требует уменьшения масштабности или переопределения целей с возможной перегруппировкой инструментов маркетинга.
Выбор исполнителей. Составление обращений
Работа по разработке рекламной идеи, обращения, оригинал-макета, роликов и т.д. требует определенного профессионализма. Проведение кампании как единой акции, а не как серии разрозненных мероприятий повышает ее эффективность. Обеспечить профессионализм и координацию действий может рекламное агентство. Выбор агентства удобно совместить с разработкой идеи кампании и рекламных обращений. Смысл заключается в максимальном привлечении творческих и профессиональных сил и выборе исполнителя на основании результатов.
Консультант предварительно выясняет возможности и опыт работы агентств с интересующими предприятие средствами рекламы. Отобранные агентства приглашаются к участию в конкурсе на разработку рекламной кампании предприятия. Цели рекламы, средства, объем обращений задаются как входные параметры. Бюджет не регламентируется. Конкурс выигрывает агентство, разработавшее наиболее качественный проект кампании при минимальном бюджете. Конкурсная борьба за крупный заказ заставляет агентства предоставлять потенциальным клиентам скидки. Рекламные расходы некоторых организаций оцениваются в миллионы долларов, и даже 5%-ное уменьшение бюджета стоит усилий по организации конкурса.
Качественная рекламная кампания может быть разработана, если ее идея основана на конкурентном преимуществе. Процесс коммуникации, которым является реклама, упрощенно может быть представлен следующим образом:
Сх.32. Прохождение рекламной информации.
Наиболее полно, без существенных потерь, цепочку от предприятия до потребителя проходят идеи, несущие определенный минимум важной информации. Если таким минимумом будет конкурентное преимущество, реклама, скорее всего, достигнет своих целей.
Конкурентное преимущество предприятия с точки зрения целевой аудитории (а именно ее нужно брать в расчет) может быть выявлено посредством опроса, проводимого подразделением маркетинга предприятия либо консультантом. Если конкурентное преимущество отсутствует (например, потребители больше всего ценят уровень сервиса, а он на предприятии невысок), то его можно создать или сымитировать. В последнем случае сервис ни в коей мере не приукрашивается (правдивая реклама - долгосрочный эффект), но на нем акцентируется внимание ("золотые горы не обещаем, но с сервисом будет так-то и так-то"). Конкурентное преимущество как основа рекламной идеи также может быть задано в качестве входного параметра на конкурсе рекламных агентств.
Предварительные испытания
Предварительные испытания рекламы могут быть проведены в "лабораторных" условиях или на локальном рынке, в зависимости от конкретной ситуации. "Лабораторные" испытания - выявление мнения целевой аудитории о рекламных обращениях - могут служить основой выбора как самих обращений, так и рекламного агентства-исполнителя. Наиболее часто применяемый здесь метод - проведение фокус-групп. Для участия в испытаниях приглашаются 6-8 человек, соответствующих определению целевой аудитории. В непринужденной обстановке им демонстрируют варианты рекламных обращений, разработанные для кампании. Затем начинается дискуссия, обсуждаются достоинства и недостатки обращений. Обсуждение, с согласия присутствующих, записывается на диктофон. Последующий анализ записей позволяет выбрать оптимальное из предложенных обращений.
Понятно, что репрезентативность столь малой группы низка и по ее предпочтениям нельзя однозначно судить о вкусах всей аудитории. Основная цель проведения фокус-группы - выявление принципиальной пригодности рекламных обращений для целей кампании. Мнения экспертов (консультанта, предприятия, рекламных агентств) тут недостаточно, так как оно может не учитывать специфики аудитории. Например, на одной из фокус-групп, проводимых для организации, торгующей компьютерами, было забраковано обращение, считавшееся у экспертов лучшим: на рекламном рисунке был изображен компьютер, спускающийся с неба на парашюте. Участники группы немедленно придумали к нему лозунг: "С нами вы зависнете". ("Зависание" - неисправность компьютера на слэнге пользователей и программистов.)
Наиболее надежные и представительные результаты дает эксперимент, проведенный в реальных условиях. Его осуществление возможно, если есть сопоставимые локальные рынки, выбор средств информации локального действия, достаточное количество времени. В этом случае рекламная кампания предварительно проводится на отдельном рынке и корректируется в зависимости от результатов. Однако все три условия совпадают крайне редко. На современном российском рынке экспериментальную проверку рекламы проводят лишь некоторые предприятия, организующие региональные филиалы.
При разработке конкретной рекламной кампании консультант оценивает необходимость и выбирает метод предварительных испытаний рекламы. В зависимости от метода, испытания могут быть проведены консультантом, предприятием или приглашенной специализированной организацией. Некоторые способы предусматривают применение специальных приборов для измерения электрического сопротивления кожи, определения направления взгляда и т.д. Чаще всего, однако, выбор падает на проведение фокус-группы по причине экономичности и достаточной эффективности этого метода.
Разработка системы контроля
Необходимость контролировать результаты в рекламе (как и в любом деле) очевидна, однако делают это далеко не все предприятия. Часто действенность рекламных акций оценивается по результатам сбыта и общему впечатлению руководства. Иногда функция контроля делегируется рекламному агентству. Между тем, серьезный контроль способен реально сэкономить средства даже в "текущем" режиме публикаций рекламы, не говоря уже об "экстремальном" - рекламной кампании. Приведем только один пример. До введения контроля туристическое агентство использовало для рекламы своих услуг две газеты с одинаковым тиражом, стоимостью размещения объявлений и способом распространения. Первый же месяц контроля показал, что одна из газет действует примерно в 8 раз эффективнее, чем другая. Рекламная деятельность агентства была немедленно перепланирована.
При разработке рекламной кампании консультант определяет способ проверки в процессе реализации принятой рекламной стратегии и принципы построения постоянной системы контроля результативности рекламы. Проверка степени достижения целей осуществляется тем же методом, которым выявлялись предпочтения потребителей, при условии, что этот метод репрезентативен (то есть полученные данные характеризуют всю целевую группу). Например, если опросом репрезентативной выборки была определена 30%-ная информированность аудитории о предприятии, а цель кампании - повышение информированности до 70%, подобный опрос другой репрезентативной выборки даст точную величину изменения целевого параметра. Использование иной методики здесь нецелесообразно, так как невозможно будет сравнить полученные данные.
Для нерепрезентативных методик: глубинных интервью, экспертных оценок и т.д. (если они применялись для определения целей кампании) прямое сравнение целевых параметров до и после выхода рекламы невозможно, поскольку первоначальная ситуация была определена качественно, а не количественно. В этих случаях проводится оценка действенности рекламной кампании на основании косвенных данных (количество обратившихся на предприятие покупателей, объемы покупок и т.д.). Какая именно информация будет использоваться для оценки, определяется на этапе разработки рекламной кампании. Тогда же начинается сбор контрольной информации (если она не существовала раньше в пригодном для применения виде).
Ориентироваться на изменение объемов сбыта при контроле достижения целей кампании нецелесообразно, потому что эти изменения зависят от всего комплекса маркетинга. Увеличение количества обращений покупателей на предприятие без роста объемов сбыта является поводом для оценки маркетинга. Возможно, рекламную кампанию также следует скорректировать, поскольку достижение ее целей не обеспечивает достижения целей предприятия.
Конечно, идеальных рекламных кампаний не существует. Приглашение самых квалифицированных специалистов и проведение любых предварительных исследований не гарантирует стопроцентного успеха. Реально хорошим результатом можно считать достижение 80% первоначальных целей без негативных побочных эффектов. Если в процессе контроля выявляется, что эффективность кампании близка к 80%, корректировку производить не нужно. Если цифры не так высоки, кампания корректируется, но обычно без переопределения целей: выбором новых средств, созданием новых обращений. Коррекцию рекламной кампании может произвести само предприятие с привлечением консультанта, или рекламного агентства. Если для доработки приглашается другой консультант, следует ознакомить его не только с данными предварительных исследований, но и с методикой, с помощью которой эти данные были получены. Это сэкономит предприятию время и средства на перепроверку консультантом сведений.
Постоянно действующая система контроля рекламы предназначена не для оценки общих результатов последней, а для определения эффективности используемых рекламных средств. Наиболее простой и надежный вариант - постоянный сбор данных о рекламе продавцами продукции предприятия. Обратившийся на предприятие покупатель контактирует с продавцом. В процессе общения покупатель выясняет интересующие его вопросы, а продавец, в свою очередь, может получить маркетинговую информацию, в том числе о рекламе. В некоторых организациях функции коммуникации и продажи разделены: продавцы обслуживают прибывших в офис покупателей, а на вопросы отвечают по телефону специальные секретари. В этом случае данные о рекламе могут собирать и те, и другие. Для оценки рекламы важен полный объем сведений: и о совершивших покупку, и о просто обратившихся на предприятие клиентах.
Недостаток этого способа состоит в том, что покупателю можно задать не больше 1-2 вопросов, иначе он может обвинить вас в навязчивости. Стандартным является вопрос: "По какой рекламе Вы к нам обратились?" Полученные ответы позволяют провести качественное сравнение средств рекламы (1-е средство лучше, чем 2-е, но хуже, чем 3-е). Для количественного сравнения нужна более конкретная и полная информация. Обеспечить надежность этого метода трудно еще и потому, что продавцами сбор данных рассматривается как дополнительная нагрузка. Анкеты они часто заполняют в конце дня, вопросы покупателям при этом не задают. Ужесточение требований руководства не гарантирует достоверности данных. Разъяснение продавцам целей опроса помогает, но ненадолго. Иногда в вопросник, кроме перечисления средств рекламы, вводится вариант ответа: "Рекламу видел, где - не помню". В этом случае большинство "вечерних" заполнений "замыкается" на этой графе; для продавца она ближе к истине. Достоверность прочих данных при этом повышается.
Результаты работы консультанта
Отчетом консультанта по проекту рекламной кампании, по сути, является сам план рекламной кампании. Особенность этой работы заключается в том, что ее качество можно оценить только по прошествии времени. Консультант завершает свою деятельность до начала рекламной кампании, затем проводится сама кампания, осуществляется контроль результатов, и только после этого можно судить о качестве разработки. Поэтому консультант получает деньги поэтапно: компенсируется затрачиваемое им время, после контроля заказчиком результатов выплачивается премиальный гонорар.
Обзор проекта консультирования по методике разработки рекламной кампании
Данный проект выполнялся в режиме консультирования для предприятия- производителя швейных изделий. Предприятие планировало ввод в действие дополнительных производственных мощностей, в связи с чем было решено провести широкую рекламную кампанию для поддержания сбыта и отдельную - по привлечению новых дилеров.
Консультант приступил к работе, когда до начала широкомасштабной кампании оставалась одна неделя. Предприятием были отсняты два рекламных телевизионных ролика, привлечено рекламное агентство для разработки кампании. Поводом для сомнений послужила проверка, проведенная предприятием "для очистки совести": разработку медиа-плана (включая выбор рекламных средств, времени и т.д.) поручили еще пяти агентствам, и все 6 (вместе с ранее приглашенным) выдали совершенно разные планы. Так как времени для исследований аудитории не оставалось, консультант предложил применить метод экспертных оценок: план каждого агентства предоставлять для корректировки другим, пока не будет выработан единый медиа-план. Продукт совместной деятельности нескольких профессионалов, в принципе, должен был оказаться более качественным, чем индивидуальное предложение любого из них.
Для качественной разработки второй рекламной кампании оставалось достаточно времени. Целью ее было привлечение дилеров в двадцати городах России. Предприятие предполагало использовать как основное средство местное телевидение. Консультант предложил следующую методику разработки:
- Провести опрос существующих дилеров: что они читают, что смотрят и слушают, какой информацией пользуются, как "вышли" на предприятие, какого рода рекламные обращения лучше воспринимают, какие факторы наиболее важны для них при выборе партнера, какие минимальные объемы в конкретных средствах информации вызывают доверие. Опрос провести по телефону методом глубинного интервью.
- Пригласить 6-8 рекламных агентств, имеющих опыт работы с регионами, к составлению медиа-планов рекламы для целевой аудитории по тридцати городам (10 - в которых дилеры уже существуют, 20 - в которых планируются).
- Проанализировать медиа-планы, предложенные агентствами, с учетом данных опроса дилеров по десяти совпадающим городам. Для агентства, предоставившего медиа-план, наиболее близкий к данным опроса, высока вероятность попадания в цель и по двадцати городам, интересующим предприятие. Это агентство нужно привлечь к разработке и реализации рекламной кампании.
- Для оценки вариантов обращений, представленных агентством, провести фокус-группу (а если целевая аудитория окажется негомогенной - несколько фокус-групп).
- Если опрос дилеров покажет желательность использования локальных средств рекламы, в одном из городов, сравнимом с другими, провести экспериментальную рекламную кампанию.
- Для оценки результатов кампании определить до ее начала и отслеживать в дальнейшем количество потенциальных дилеров (предпринимателей, обращающихся на предприятие с предложениями о дилерстве) за период.
- Скорректировать кампанию по результатам эксперимента, если он будет проведен, или по результатам первого месяца реализации.
Так как разработку рекламной кампании предполагалось осуществить силами отдела маркетинга предприятия, работа консультанта на этом была завершена. Исследование ситуации, оценка возможностей, разработка методов заняли 2 дня оплачиваемого времени консультанта.
Продолжение в следующем выпуске.