Раскрытие финансовой информации на рынке ценных бумаг
Бюллетень МЦРСБУ
Раскрытие финансовой информации на рынке ценных бумаг
Раскрытие финансовой информации на рынке ценных бумаг является одним из наиболее существенных условий его функционирования. За последние годы в России были сделаны значительные шаги в регулировании процесса раскрытия информации участниками рынка в части условий раскрытия, объема и форм раскрываемой информации. Среди законодательных актов в этой области следует выделить "Закон об акционерных обществах" и "Закон о рынке ценных бумаг".
"Закон об акционерных обществах" был принят в 1995 г. Данный закон содержит специальную главу, посвященную учету и отчетности общества, а также раскрытию информации об обществе, а именно следующие требования:
- требования публикации годового отчета общества, включая финансовую отчетность, заверенную независимым аудитором;
- требования публикации проспекта эмиссии общества;
- требования в обществу по представлению акционерам информации, не входящей в годовой отчет общества.
"Закон о рынке ценных бумаг" был принят в 1996 г. и явился существенным шагом вперед в области отчетности эмитентов ценных бумаг. Кроме отдельных положений о проспекте эмиссии и отчетах эмитентов ценных бумаг, закон содержит специальную главу, посвященную раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в том числе - финансовой. В целом требования Закона в этой области можно подразделить на:
- требования по представлению информации в проспекте эмиссии;
- требования по представлению информации в ежеквартальном отчете эмитента;
- требования по представлению информации эмитентом в ежеквартальном отчете по ценным бумагам.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг являясь органом, регулирующим деятельность на рынке ценных бумаг, играет активную роль в сфере нормотворческой деятельности и практического решения вопросов раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг. С учетом перечисленных выше требований российского законодательства Комиссия принимает постановления, конкретизирующие порядок и форму представления информации, условия ее раскрытия. Кроме требований к эмитентам ценных бумаг, Комиссия устанавливает условия составления и представления финансовой отчетности для профессиональных участников рынка ценных бумаг: брокеров-дилеров, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли, пр. Комиссией создан сервер в Интернете по раскрытию информации о выпусках ценных бумаг и их эмитентах.
Практика работы с бухгалтерской отчетностью эмитентов на сегодняшний день поставили перед комиссией несколько основных проблем. Одна из них - это несопоставимость финансовой информации, представленной в отчетности за различные периоды времени. В целом, это связано со стремительными изменениями правил учета и отчетности, которые имеют место в течение последних лет. Однако, с точки зрения пользователя финансовой отчетности сопоставимость представленных данных является ключевым условием при их анализе и принятии решений об инвестировании, кредитовании и т.д.
Еще одна проблема связана с полезностью представляемой информации. На сегодняшний день бухгалтерская отчетность уже не может быть классифицирована как ориентированная исключительно на налоги, однако в некоторой ее части это именно так. Необходимо четко разделять принципы составления и представления налоговой и финансовой отчетности, в противном случае произойдет смешение налоговых и финансовых целей, которые не только различны, но и нередко противоположны. В этой связи процесс реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами учета имеет очень важное значение, поскольку представляет возможность пользователям получать именно финансовую информацию о предприятиях.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг принимает активное участие в процессе реформирования бухгалтерского учета. В частности, в Комиссии ведется разработка проектов российских стандартов по финансовым вложениям и прибыли на акцию, Комиссия участвует в работе Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Самые высокие требования к раскрытию информации будут бесполезными, если ее содержание останется на прежнем уровне. Именно поэтому Комиссия связывает успех решения задачи по формированию в России прозрачного, с точки зрения информации, рынка с успехом реформы бухгалтерского учета.