Новый стандарт аудиторской независимости
Дэн Голдвассер
Публикуется в сокращении
Гора родила мышь
Решение SEC ввести метод раскрытия для подтверждения аудиторской независимости весьма спорно. Теоретически раскрытие информации о неаудиторских услугах, предоставляемых аудиторами, позволит кредиторам и инвесторам лучше оценить надежность заключений о финансовой отчетности компаний и скорректировать свои действия.
На практике отчет о неаудиторских услугах вряд ли отпугнет поставщиков, кредиторов и инвесторов. Он не позволяет однозначно судить о надежности аудиторского заключения, как и об уровне квалификации бухгалтеров компании. Из него невозможно узнать, какие гарантии использовала аудиторская фирма, чтобы обеспечить объективность своих сотрудников.
В итоге инвесторам и кредиторам придется, как и прежде, полагаться, в основном, на репутацию фирмы-аудитора.
Отчет о доходах от неаудиторских услуг не дает знаний о компании, так как в лучшем случае содержит вторичную информацию. В более подробном документе указывались бы, к примеру, степень проверки аудитором важных счетов или количество исправленных журнальных записей, необходимые для объективного заключения.
Требование раскрывать информацию о неаудиторских услугах ставит под вопрос систему контроля аудиторской независимости. Если пользователи финансовой отчетности полагают, что неаудиторские услуги нарушают независимость аудитора, они могут усомниться в эффективности регулирования, осуществляемого SEC. Эти сомнения, в свою очередь, отрицательно скажутся на публичных компаниях.
Бесспорно, новые правила SEC устраняют многие недостатки нынешних стандартов независимости, но того же эффекта можно было достичь, позволив ISB продолжить работу.
Ожидаемые последствия
Несмотря на то, что новые правила SEC касаются только аудиторской независимости, в дискуссии по их принятию был затронут широкий диапазон тем, в том числе - дальнейшее регулирование профессии.
Председатель SEC Артур Левитт (Arthur Levitt) открыто подверг критике AICPA за ее неумение управлять своими членами. Левитт вынудил Комитет общественного надзора (Public Oversight Board, POB) учредить Совет по эффективности аудита под председательством Шона О'Малли (Shaun O'Malley) для проверки качества аудита финансовой отчетности в публичных компаниях.
Хотя вывод Совета О'Малли оказался в целом положительным, окончательный доклад содержал ряд предложений, в том числе - об изменениях в AICPA, POB и ISB. В ходе слушаний SEC Левитт постоянно интересовался, почему бухгалтеры не следуют рекомендациям Совета.
Не секрет, что окончательный вариант правил - результат переговоров между SEC, AICPA и фирмами Большой Пятерки. Судя по всему, AICPA и крупные бухгалтерские компании вынуждены были согласиться на реализацию реформ, предложенных Советом О'Малли.
Это означает, что увеличится представительство общественности в Судебном Комитете AICPA (который заслушивает дисциплинарные обвинения против дипломированных бухгалтеров). Практика отсрочки дисциплинарных мер в ходе рассмотрения гражданских и иных тяжб может быть изменена, если не прекращена. В результате многие мелкие бухгалтерские фирмы, вероятно, откажутся от членства в AICPA и в обществах штатов, участвующих в Совместной программе AICPA по укреплению этики.
POB, возможно, также будет расширен за счет представителей общественности, что обеспечит более эффективный надзор за профессией. Увеличатся полномочия Комитета, усилится его контроль над ISB, ASB и дисциплинарными слушаниями в AICPA.
Возможно, самые большие перемены ждут ISB, чье будущее по-прежнему остается туманным. Зачем Комитету продолжать работу, если в любой момент действия SEC могут свести на "нет" все его усилия? Кто захочет работать в ISB, если все увеличивается его зависимость от растущего POB? Еще важнее то, что правила SEC нанесли удар по попытке ISB сформулировать концептуальную структуру стандартов независимости.
Неясно, как новые правила повлияют на консалтинговую практику бухгалтерских фирм. В отличие от более раннего, окончательный вариант не запрещает осуществлять консалтинг по информационным технологиям, оценку предприятия или внутренний аудит, но накладывает определенные ограничения. Многие полагают, что способность оказывать такие услуги имеет решающее значение для проведения качественного аудита, поскольку в будущем все махинации с финансовой отчетностью будут непременно включать манипуляции с данными в информационных системах и ошибочные бухгалтерские оценки.
Продолжение в следующем выпуске.