Letyshops

Компании стремятся научить своих работников пользоваться Web

Мартин Уолк

В начале февраля Ford и Delta объявили, что будут предоставлять своим служащим компьютеры вместе с доступом в Интернет, практически не беря за это плату. Таким образом, они оказались в авангарде движения, к которому, вероятно, присоединятся и другие компании из списка Fortune 500. Предполагается, что этот шаг не только обеспечит повышение производительности труда, но и принесет другие выгоды. Как утверждают Ford и Delta, раздача ПК поможет преодолеть так называемый "компьютерный разрыв" (то есть разницу в уровне компьютерной грамотности между различными работниками). Компании надеются, что все их служащие смогут научиться пользоваться Интернетом, и это откроет для второго по величине производителя автомобилей и авиалинии № 3 в США новые пути выхода на потребителей.

"Этот шаг прекрасно вписывается в концепцию предоставления дополнительных полномочий и льгот работникам, но не это является главным движущим фактором для Ford и Delta", - говорит Том Ринеландер (Tom Rhinelander), аналитик из Forrester Research. По его мнению, эти компании привыкли продавать свою продукцию и услуги через посредников - автомобильных дилеров в случае с Ford и туристические агентства в случае с Delta. Появление Интернета привело к возникновению целого ряда абсолютно новых потенциальных каналов сбыта. Кроме того, появилась возможность устанавливать прямые контакты с потребителями. "Обе компании стараются разработать свой план игры в новом мире", - утверждает Ринеландер. По его мнению, практика Ford и Delta по раздаче почти бесплатных ПК даст этим фирмам ценную информацию о поведении потребителей, что в конечном итоге поможет найти альтернативные источники доходов, связанные с реализацией новых услуг.

Серьезная заявка начинающей компании

В акции Ford и Delta также участвует PeoplePC - небольшая, недавно созданная фирма из Сан-Франциско, которая будет отвечать за доставку почти 425 000 компьютеров и нотбуков разбросанным по всему миру служащим двух суперкомпаний. Возможно, именно это поможет PeoplePC преуспеть в столь жестком бизнесе, как продажа дешевых компьютеров. "Этот путь усеян множеством трупов, но это не значит, что он непроходим, - заявил Дилан Брукс (Dylan Brooks), аналитик из Jupiter Communications. - Думаю, мы еще увидим, как ту же модель ведения бизнеса выберут все производители ПК".

PeoplePC, которая начала свою деятельность пять месяцев назад и имеет только 50 служащих, действует как виртуальная компания, передав производство ПК и обслуживание в Интернете нескольким крупнейшим в США производителям и провайдерам. Она привлекла 65 млн. долларов в качестве финансирования от Softbank Capital Partners и других инвестиционных фондов и надеется преуспеть, получая доход от рекламы и продажи со скидкой товаров и услуг участвующим в программе пользователям.

"Если Web - это демократизация различных сторон вашей жизни, то здесь вы видите демократизацию покупательной способности", - говорит председатель и главный исполнительный директор PeoplePC Ник Груф (Nick Grouf). Он добавляет, что ни Ford, ни Delta не будут получать никаких процентов от покупок, сделанных их служащими в Интернете: "Мы не помогаем этим компаниям получать прибыль от покупок своих сотрудников, и они от нас того не требуют". Кроме того, нельзя утверждать, что цель этих сделок - усиление эксплуатации служащих, которые теперь смогут работать дома: "Трудно представить, что сборщик Ford будет брать автомобиль домой, чтобы закончить его сборку на выходных".

Преодолеть "компьютерный разрыв"

По словам Чарли Фельда (Charlie Feld), возглавляющего в Delta отдел, занимающийся Интернетом, разница в уровне компьютерной грамотности очень заметна среди 75 000 работников его компании. Так, пилоты и стюардессы гораздо лучше разбираются в Интернете, чем носильщики и механики. В то же время, клиенты все чаще обращаются к Интернету, чтобы купить билеты, узнать расписание, получить информацию о рейсах. "Вы не можете изолировать служащего от клиентов, если, как и мы, занимаетесь бизнесом в сфере обслуживания, где контакты с людьми обычное дело, - говорит Фельд. - Мы намерены сделать так, чтобы все стюардессы, пилоты, контролеры, носильщики и механики чувствовали себя уверенно, общаясь с новыми технологиями".

От плана Ford существенно выиграла компания Hewlett-Packard, которая, по условиям соглашения, станет поставщиком компьютеров и принтеров, несмотря на то, что основным поставщиком компьютерной техники для предприятий Ford является Dell. "Мы решили не участвовать в сделке, так как координацией продаж и техническим обслуживанием компьютеров будет заниматься PeoplePC, - заявил пресс-секретарь Dell Дэвид Фринк (David Frink). - Это не соответствует прямой модели Dell. Мы хотим, иметь дело только с одним партнером". Delta собирается выбрать поставщика компьютеров среди Compaq, HP, IBM и Toshiba.

За "интернетизацию" всего мира

Ни Ford, ни Delta не предполагают совсем освободить своих служащих от оплаты. Ford будет требовать за доступ в Интернет 5 долларов ежемесячно, а служащих Delta попросят платить около 12 долларов. Модернизация компьютеров также будет оплачиваться отдельно. Чарли Фельд полагает, что многочисленные и постоянно перемещающиеся служащие его компании будут полностью подключены к сети за три года, даже если некоторые из них и не станут покупать компьютеры для домашнего использования. Кроме того, Delta оснащает Интернетом все свои рабочие места в аэропортах.

Во время недавней снежной бури, серьезно помешавшей авиаперевозкам на юго-востоке США, служащие компании, отвечавшие за организацию посадки, узнавали на специальных сайтах прогноз погоды и высвечивали его затем на своих терминалах. Так клиенты могли быть в курсе всех изменений. Кроме того, Delta проводит эксперимент с системой, которая позволит пассажирам получать на пейджеры, сотовые телефоны и карманные компьютеры самую свежую информацию о рейсах и начале посадки. "Я думаю, что со временем каждая компания и каждый человек будут так или иначе подключены к обширным ресурсам Интернета", - утверждает Фельд.

 

 

Реклама: