Letyshops

Этичная организация

Нэнси Ли Хатчин

Доминирующей характеристикой успешной и стабильной организации, способной адаптироваться к внешним условиям, является четкая система базовых ценностей. Эта система строится не на простом зарабатывании денег, а на целеустремленности, которая ведет и вдохновляет людей, являющихся частью такой организации. Система ценностей и этических правил служит в качестве надежной основы и инфраструктуры, благодаря чему возможно достижение следующих вещей:

  • Решения принимаются быстрее и легче;
  • Потенциальные союзники выбираются на основе схожести внутренней культуры;
  • Служащие либо быстро находят общий язык друг с другом, либо уходят из организации;
  • Сам бизнес, которым занимается такая организация, оказывает влияние на рынок.

Некоторые из самых известных корпораций выделяются именно благодаря четкой структуре принятых в них этических норм и открытой нравственной позиции. Для того чтобы понять действия этих компаний и причину их успеха, необходимо задуматься о том, можем ли мы сами стать нравственными.

С точки зрения эволюции этические нормы берут свое начало в стремлении представителей класса млекопитающих передать следующим поколениям свои цепочки молекул ДНК. Нормы поведения появились в результате неформального компромисса между разнонаправленными эгоистическими устремлениями, генетически заложенными в нас, в условиях, когда каждое из таких устремлений пытается любыми доступными способами перевернуть этическую норму на свой лад. (The Moral Animal, Роберт Райт (Robert Wright), 1994).

Одним из самых ярких примеров этической нормы является ответный альтруизм: услуга за услугу. На эту норму опирается любой стратегический союз, партнерство и образование сообществ людей. Чтобы установить уровень нравственной зрелости организации, нужно внимательно рассмотреть следующие факторы:

  • понимание организацией мотивов своей деятельности;
  • честность в представлении организацией этих мотивов тем, с кем она поддерживает какие-либо отношения, т.е. клиентам, поставщикам, служащим;
  • способность организации связать воедино свои действия и представления.

Легче привести пример этичной организации, чем дать ее определение. Это происходит потому, что наше общество придает большее значение ощущениям, а не реальности. Поскольку ощущениями можно манипулировать, усиливая или ослабляя их, то на их основе мы можем лишь сказать о позиции организации по тому или иному частному вопросу. Однако известно, что из моральных соображений организация не в силах отказаться, несмотря на возможные материальные потери, от прочного (и часто неизменного) взгляда на добро и зло. Если же направление своей деятельности пытается корректировать неэтичная организация, то она начинает прибегать к самой разной тактике, и ее шаги не имеют между собой никакой логической связи. То на нее оказывает влияние общественное мнение, то результаты за квартал толкают ее в новом направлении, то решения ее "руководства" определяются текущим выбором целевой группы или маркетинговым исследованием.

С другой стороны, позиция этичной организации остается прежней, несмотря на давление рынка. Такая организация либо сама выберет направление развития рынка, либо погибнет, так и не поменяв свои взгляды. Означает ли это, что этичные организации служит усовершенствованию всего общества? Не всегда - иногда их взгляды на нравственный выбор могут расходиться с мнением большей части общества. Однако сутью этичной организации является честность - честность в отношениях с поставщиками, клиентами и служащими.

Влияние на общество

Если ответный альтруизм действительно внес свой вклад в развитие этических норм, то что может получить этичная организация, которая, оказывая услуги обществу, преследует иные цели, кроме получения материальной выгоды? Компания United Services Automobile Association (USAA) из Сан-Антонио служит своеобразной моделью, на примере которой можно изучить последствия - материальные и нематериальные - этичного поведения.

Восемь лет назад USAA, возглавляемая тогда Робертом Макдермотом (Robert McDermott), учредила программу индивидуального воспитания. Эта программа получила дальнейшее развитие, когда в 1993 году у роля компании встал Роберт Херрес (Robert Herres). В рамках программы сотрудники USAA на несколько лет прикрепляются к тому или иному школьнику из Сан-Антонио. Херрес надеется, что программа поможет воспитать следующее поколение добропорядочных граждан. В программе в настоящее время задействованы 14 школ и 1091 сотрудников USAA. Кроме того, в ней участвуют 27 других компаний из Сан-Антонио, а также на 5 военных баз. Благодаря этой программе с молодежью из Сан-Антонио работает 2100 наставников.

Херрес считает, что успех программы напрямую обусловлен появлением у школьников чувства заботы о них. Уровень исключений учащихся, столь высокий в некоторых школах Сан-Антонио, упал почти до нуля среди школьников, прикрепленных к наставникам из числа служащих USAA. "Программа должна заявить о себе, продемонстрировав, что старшее поколение может заботиться о своих детях, но необязательно путем доминирования и диктата". Неудивительно, что USAA была названа в числе пяти компаний Америке, создавших самые лучшие условия труда.

Этические нормы соблюдаются отчасти потому, что благодаря им наши действия и мысли поддерживаются обществом. Кроме того, мы получаем материальные выгоды, следуя им. USAA, к примеру, только выиграет от своего поведения, так как она знакомится с многими потенциальными кандидатами на работу в компании и создает себе отличную репутацию, что может оказать влияние на потенциальных клиентов или партнеров. Теперь компания точно также (забота, а не диктат) относится и к своим служащим. Она поняла, сколь важным для каждого является необходимость быть полезным сообществу людей, частью которого этот человек состоит.

Как и этичные организации, люди, придерживающиеся норм этики, не прибегнут к бессердечному анализу результатов и затрат, не оказав перед этим важной услуги или помощи другому. Об этом уже позаботилась эволюция, воспитав в нас веру в ответный альтруизм. Мы объединяемся в племена, кланы, деревни, села, города и теперь в организации потому, что нам лучше действовать совместно с другими, чем поодиночке. Организации, рассчитывающие купаться в потоке всяческих выгод, обрушиваемых на них сообществом, в рамках которого они созданы и работают, обязаны понять, все это зависит от одного условия. Кто-то должен открыть вентиль.


Нэнси Ли Хатчин (Nancy Lee Hutchin) работает консультантом по реинжинирингу предприятия в компании Intergraph. С ней можно связаться по телефону (703) 264-5732.

 

 

Реклама: