Letyshops

Новый комплекс клиентских услуг

Ларри Рэнкин, Флорэнс Шарп

В кратком изложении

Новые услуги - новые доходы

Все больше дипломированных бухгалтеров стараются использовать возможности, которые дает им предоставление новых клиентских услуг. Результаты недавнего исследования, проведенного Союзом бухгалтерских фирм (PCPS) при AICPA, показывают постепенный уход от традиционного бухучета, проверок и налогов в сторону более рентабельных консалтинга и страхования.

Такая перемена - результат развития рынка. Многие бухгалтерские фирмы "держат нос по ветру": предвидят и создают новые возможности, вслед за Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров.

Хотя у бухгалтеров, которые качественно предоставляют традиционные услуги, по-прежнему хорошее будущее, прогноз подтверждает, что возникшая тенденция перехода к консалтингу, страхованию, финансовым и прочим прибыльным услугам будет развиваться.

Услуги страхования, консалтинг, Методы Ниши (Niche Practices), новые аккредитации Бухгалтерские специалисты и фирмы сейчас на перепутье: "Дипломированные бухгалтеры, работающие в общественном секторе, будут расширять рынки и спектр услуг, концентрируясь на непрерывно изменяющихся потребностях клиентов и общественности, в то время как сделки и структуры все более усложняются" ("Бухгалтерская перспектива: Взгляд за горизонт", www.cpavision.org/vision.htm).

Чтобы помочь бухгалтерам понять некоторые из этих изменений, PCPS недавно провел исследование среди своих членов. Организация попросила руководителей компаний проанализировать прошлые и предсказать будущие изменения в наборе клиентских услуг на основе того, как менялась (будет меняться) доля прибыли от различных услуг в общей сумме доходов за 10-летний период.

В первых рядах - консалтинг и страхование

Результаты исследования подтверждают общепринятое мнение, что бухгалтерские фирмы стали меньше ориентироваться на традиционный бухучет, аудит и налогообложение и перенесли центр внимания на растущую прибыльность консалтинга (см. Таблицу 1). Также фирмы стали охотнее предоставлять новые для себя страховые услуги, которые развиваются и поощряются AICPA.

Изменения в услугах клиентам

Услуги клиентам Доля в годовом валовом доходе
Ответы 514 фирм Ответы 608 фирм
  1993 1998 1998 2003
Бухгалтерские услуги 25,2% 22,5% 22,9% 19,2%
Аудиторские услуги 21,9% 20,8% 19,4% 17,3%
Страхование 0,6% 1,0% 1,3% 4,6%
Консалтинг 9,7% 14,2% 12,9% 20,5%
Налогобложение 42,6% 41,5% 43,6% 38,3%
Всего 100% 100% 100% 100%

Таблица 1.

Первую группу руководителей (514 человек) попросили проанализировать спектр услуг их фирм с 1993 по 1998 г. Респонденты указали, что в среднем доля доходов от консалтинга в общей сумме платежей выросла с 9,7% до 14,2%. Страховые услуги пока менее популярны, но за период с 1993 по 1998 г. доля доходов от них возросла с 0,6% до 1,0%. Фирмы отмечают уменьшение прибыльности бухгалтерских услуг (с 25,2% до 22,5%), услуг аудита (с 21,9% до 20,8%) и налогообложения (с 42,6% до 41,5%).

Вторая группа опрошенных должна была предсказать изменения в наборе клиентских услуг с 1998 по 2003 год. По мнению большинства респондентов, значительно увеличится доля доходов от услуг консалтинга (с 12,9% до 20,5%). Неплохая перспектива ожидает и страхование (с 1,3% до 4,6%). Наибольшего относительного снижения прибыльности руководители ожидают в области налогообложения (с 43,6% до 38,3% доходов). Сократится доля доходов от бухгалтерских услуг (с 22,9% до 19,2%) и аудита (с 19,4% до 17,3%).

Правила диктует рынок

Многие бухгалтерские фирмы стали меньше рассчитывать на аудиторские проверки. За последние пять лет доля доходов от их проведения сократилась в 37,4% компаний. 40,1% - ожидают, что в ближайшие пять лет это произойдет.

Согласно данным исследования, значительное число фирм вообще отказались от проведения аудита. В 1993 году таких компаний было 15,8%, в 1998 - уже 20,2%. 21,9% из них сообщили, что не осуществляли проверок в 1998 г., а к 2003 г. окончательно уйти с этого рынка собирались 23,4%.

Руководителей, сообщивших о снижении доходов от аудита, попросили оценить важность 18 различных факторов, влияющих на перемены. Рейтинг факторов приведен в Таблице 2.

Основные факторы, влияющие на уменьшение доходности аудиторских и других аттестационных услуг
1 (2) Сложно конкурировать с низкими ценами других фирм на аудиторские услуги
2 (1) Более высокая доходность других услуг
3 (3) Снижение рыночного спроса на аудиторские услуги
3 (4) Развитие Методов Ниши
3 (5) Сложно конкурировать с низкими ценами других фирм на услуги по проверке
6 (10) Потеря клиентов вследствие слияний
7 (6) Уменьшение спроса на услуги по проверке
8 (6) Сложность аудиторских стандартов (GAAS)
9 (8) Риск судебной тяжбы
10 (8) Нехватка квалифицированных аудиторов
10 (10) Клиенты предпочитают аудиту проверки
На основе усредненных ответов 192 фирм, сообщивших об относительном сокращении с 1993 по 1998 г. доходности аудиторских и других аттестационных услуг. Цифры в скобках - на основе усредненных ответов 244 фирм, ожидающих относительного сокращения этих услуг с 1998 по 2003 г.

Таблица 2.

Анализируя прошлое, первая группа объяснила снижение доли доходов от аудита в период с 1993 по 1998 г. несколькими факторами. Два важнейших из них - ценовая конкуренция и более высокая доходность других услуг.

Заглядывая на пять лет вперед, респонденты выделили четыре основных влияющих фактора. Они также отметили доходность услуг и конкуренцию, но упомянули еще и снижение рыночного спроса на аудит и развитие Методов Ниши.

Почти треть фирм, у которых доля доходов от аудита за последние пять лет упала, потеряли клиентов вследствие слияний, четверть из них предвидят такие потери в будущем. Среди "второстепенных" факторов, способствующих снижению популярности аудита руководители фирм назвали: сложность стандартов, новые положения против мошенничества, техническую неподготовленность. Таким образом, подтверждается вывод, что стремление разнообразить услуги объясняется рыночными процессами, а не низкой квалификацией специалистов по аудиту.

Аудит возьмет реванш?

Данные опроса свидетельствуют о том, что, хотя значительное число компаний все меньше ориентируется на аудиторские услуги, эта практика остается привлекательной для дипломированных бухгалтеров. На удивление много фирм (28,8%) сообщили о росте доходов от услуг аудита с 1993 по 1998 г. 18,4% фирм предсказали такой рост с 1998 по 2003 год.

В то время, как некоторые фирмы уходят из аудита или стараются разнообразить пакет услуг, другие, кажется, увидели новые возможности в этой области. Руководители компаний, сообщивших об относительном росте доходности услуг аудита, выделили значимых 19 факторов, 10 из которых (расставленные по степени важности) приведены в Таблице 3.

Основные факторы, влияющие на увеличение доходности аудиторских и других аттестационных услуг
1 (1) Развитие аудита как рыночной ниши
2 (3) Увеличение рыночного спроса на аудит
3 (3) Увеличение рыночного спроса на проверки
3 (6) Уход конкурентов с этого рынка
3 (6) Аутсорсинг со стороны других фирм
6 (6) Рост производительности вследствие учета рисков
7 (3) Развитие проверок как рыночной ниши
8 (1) Увеличение рыночного спроса на другие аттестационные услуги
8 (6) Более эффективное использование аудиторского ПО
8 (11) Рост производительности вследствие одноуровневых проверок
На основе усредненных ответов 148 фирм, сообщивших об относительном росте доходности аудиторских и других аттестационных услуг с 1993 по 1998 г. Цифры в скобках - на основе усредненных ответов 112 фирм, ожидающих относительного роста доходности этих услуг с 1998 по 2003 г.

Таблица 3.

Развитие услуг аудита в качестве рыночной ниши было единственным важнейшим фактором, названным руководителями, чьи доходы от аудита возросли с 1993 по 1998 г. Эти респонденты словно смотрят на рынок другими глазами. По их мнению, фирмы, уходящие с рынка аудита, увеличивают спрос на эти услуги и, тем самым, создают благоприятные условия для других фирм.

В большинстве случаев ответы руководителей компаний различного типа были весьма сходны. Однако фирмы с четырьмя и более владельцами отметили и ряд внутренних перемен, отразившихся на доходах от аудита - более эффективное использование программного обеспечения и методы аудита на основе риска.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #93

 

 

Реклама: