Новый комплекс клиентских услуг
Ларри Рэнкин, Флорэнс Шарп
Начало в выпусках: #92
В кратком изложении
Светлое будущее страхования
На сегодняшний день доходы от страховых услуг составляют лишь небольшую часть общей прибыли, но есть признаки, обещающие их серьезный рост в будущем. С 1993 по 1998 год доходы от страхования увеличились только у 11,3% фирм, но 43,4% компаний рассчитывают на такое увеличение к 2003 году. 26,3% фирм второй из опрошенных групп в настоящее время не оказывают страховых услуг, однако планируют начать это делать в ближайшие пять лет.
Руководители компаний обеих групп оценили значимость 18-ти факторов, которые влияют на рост доли доходов от страховых услуг (см. Таб. 4). 58 руководителей фирм, предоставлявших страховые услуги с 1993 по 1998 год, назвали пять основных причин роста их привлекательности: увеличение спроса на страховые услуги; высокая доходность; развитие фирмой страхования как рыночной ниши; легкость проникновения на рынок страховых услуг; страховые функции, вытекающие из аудиторских или бухгалтерских услуг.
264 руководителя фирм, ожидающие повышения доходности страховых услуг к 2003 году, сочли те же пять факторов важными причинами для подъема. Они указали, что определение AICPA возможностей страховых услуг (AICPA's identification of assurance service opportunities) также повлияло на их мнение о будущем страхования.
Таблица 4. Основные факторы, способствующие росту доли доходов от страховых услуг |
1 (1) Растущий спрос на страховые услуги |
2 (2) Высокая прибыльность страховых услуг |
3 (3) Развитие страхования как рыночной ниши |
4 (4) Легкость проникновения на рынок страховых услуг |
5 (4) Страховые функции, вытекающие из аудиторских и бухгалтерских услуг |
6 (9) Снижение спроса на бухгалтерские услуги |
7 (4) Определение AICPA возможностей страховых услуг |
8 (4) Инструкции и учебные курсы AICPA по страховым услугам |
8 (10) Снижение спроса на услуги по налогообложению |
8 (10) Снижение спроса на аудит и проверки |
11 (7) Помощь AICPA в маркетинге и рекламе страховых услуг |
На основе усредненных ответов 58 фирм, сообщивших об относительном росте доходов от услуг страхования с 1993 по 1998 г. Цифры в скобках: на основе усредненных ответов 264 фирм, ожидающих относительного роста доходов от услуг страхования с 1998 по 2003 г. |
Виды страховых услуг
Респонденты перечислили виды страховых услуг, которые они предлагали в период с 1993 по 1998 г. и планируют предложить в 2003 году (см. Таб. 5).
Таблица 5. Изменения в наборе услуг страхования | ||||||||
Услуги страхования | Доля бухгалтерских фирм, предлагающих услуги страхования | |||||||
1993 | 1998 | 1998 | 2003 | |||||
Оценка деятельности предприятия | 5,3% | 9,7% | 16,3% | 34,9% | ||||
Услуги CPA ElderCare | 1,6 | 4,5 | 8,6 | Надежность информационных систем | 3,7 | 6,4 | 11,0 | 22,5 |
Оценка риска | 1,6 | 4,1 | 5,6 | 19,4 | ||||
Здравоохранение | 1,6 | 2,9 | 6,3 | 15,6 | ||||
Электронная коммерция | 0,0 | 1,4 | 2,5 | 14,5 | ||||
WebTrust | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 8,2 |
Согласно данным опроса первой группы, в 1993 году небольшое количество фирм предоставляли услуги по оценке работы предприятия и надежности информационных систем (5,3% и 3,7% соответственно). К 1998 году число таких фирм возросло (9.7% и 6.4%). Кроме того, увеличилось число компаний, предлагающих услуги CPA ElderCare и оценки риска (4.5% и 4.1%). В целом доходы от страховых услуг за 1998 год оценивались значительно выше в группе, смотрящей в будущее, чем в группе, анализирующей прошлое.
Руководители компаний второй группы предсказывают рост всех перечисленных видов страховых услуг с 1998 по 2003 год. Число компаний, занимающихся оценкой бизнеса предприятия, должна более чем удвоиться (с 16,3% до 34,9%), а оценкой риска и CPA ElderCare - утроиться (с 5,6% до 19,4% и с 8,6% до 26,6% соответственно). Комиссия по страховым услугам при AICPA предположила, что эти три вида страховых услуг особенно интересны для небольших бухгалтерских фирм. Доля компаний, предлагающих услуги по медицинскому страхованию, к 2003 году предположительно вырастет с 6,3% до 15,6%.
То, что AICPA определила возможности страховых услуг, повлияло на многие бухгалтерские фирмы. Компании, осуществлявшие страховую деятельность с 1993 по 1998 год, поставили этот фактор на 7-е место (по значимости), фирмы, планирующие расширение страховых услуг с 1998 по 2003 год - на 4-е место. Обучение в AICPA страховым услугам, маркетинговая и рекламная поддержка - все это появилось недавно, но уже приобрело большое значение.
Респонденты не забыли и о рыночных процессах. Упомянут повышенный спрос на страховые услуги и возможность влиять на этот спрос, используя услуги бухучета и аудита. Дипломированные бухгалтеры отмечают возможность легкого перехода в сферу услуг страхования и развитие практики ниш в этой области.
Стремительный рост консалтинга
Результаты исследования подтверждают распространенное мнение о стремительном росте доли доходов от консалтинговых услуг. 53,1% фирм первой группы говорят о таком росте за последние пять лет, 70,2% фирм второй группы прогнозируют его в последующие пять лет. Руководители оценили 16 факторов, влияющих на рост доходности консалтинговых услуг. Основные из этих факторов - рыночные (см. Таб. 6).
Таблица 6. Основные факторы, влияющие на рост доли доходов от консалтинговых услуг |
1 (1) Растущий спрос на консалтинговые услуги |
2 (2) Прибыльность консалтинговых услуг |
3 (3) Развитие консалтинга как рыночной ниши |
4 (4) Функции консалтинга, вытекающие из аудиторских и бухгалтерских услуг |
5 (5) Легкость проникновения на рынок консалтинга |
6 (6) Падение спроса на бухгалтерские услуги |
7 (8) Падение спроса на аудит и проверки |
8 (7) Падение спроса на услуги по налогообложению |
9 (10) Относительно низкий риск тяжбы при предоставлении консалтинговых услуг |
9 (10) Передача контрактов другими бухгалтерскими фирмами |
11 (8) Аккредитация AICPA отдельных консалтинговых услуг (PFS, ABV) |
На основе усредненных ответов 273 фирм, сообщивших об относительном росте доходов от услуг консалтинга с 1993 по 1998 г. Цифры в скобках: на основе усредненных ответов 427 фирм, ожидающих относительного роста доходов от услуг консалтинга с 1998 по 2003 г. |
Наиболее важной причиной увеличения доли доходов от консалтинговых услуг, как в прошлом, так и в будущем, руководители сочли растущий спрос на услуги консалтинга. Другие первостепенные факторы также являются рыночными: высокая рентабельность консалтинга, развитие рыночных ниш, услуги вследствие отношений с клиентами бухучета или аудита, легкость проникновения на рынок консалтинговых услуг. Этот рейтинг очень напоминает рейтинг факторов, влияющих на страховые услуги, что не удивительно, так как требования к этим двум типам услуг похожи. На практике, опыт дипломированных бухгалтеров в консалтинге, вероятно, укрепит их желание заняться страхованием.
Виды консалтинговых услуг
Руководители обозначили виды консалтинговых услуг, которые они предлагали или собираются предложить в определенный период (см. Таб. 7). Для всех этих видов респонденты отмечают и предсказывают хорошее развитие. В качестве трех наиболее перспективных с точки зрения доходности видов услуг были названы личное финансовое планирование, оценка предприятия и автоматизация. AICPA разработала квалификационные мероприятия по личному финансовому планированию и оценке бизнеса. Хотя руководители фирм не думают, что это серьезно повлияло на рост доходов от консалтинга в прошлом, важность этого фактора для будущего развития оценивается высоко.
Таблица 7. Изменения в наборе услуг консалтинга | ||||
Услуги консалтинга | Доля бухгалтерских фирм, предлагающих услуги консалтинга | |||
1993 | 1998 | 1998 | 2003 | |
Персональное финансовое планирование | 41,2% | 45,7% | 53,0% | 61,0% |
Оценка бизнеса | 35,4 | 44,7 | 47,4 | 51,0 |
Планирование преемственности в бизнесе | 28,8 | 37,0 | 43,4 | 51,0 |
Услуги по автоматизации | 27,8 | 40,7 | 46,4 | 48,5 |
Компенсации и льготы | 18,9 | 21,0 | 30,1 | 35,9 |
Стратегическое планирование | 15,8 | 23,9 | 28,5 | 35,4 |
Финансовые услуги | 14,4 | 22,8 | 26,5 | 35,0 |
Судебный бухучет | 22,4 | 28,2 | 27,6 | 33,7 |
Оценка и планирование внутреннего контроля | 17,9 | 23,0 | 30,9 | 33,7 |
Слияния и приобретения | 23,9 | 29,0 | 30,6 | 32,6 |
Управление процессами | 15,2 | 20,2 | 21,4 | 27,1 |
Услуги по компьютерному оборудованию | 13,6 | 18,5 | 21,1 | |
Организационное развитие | 10,4 | 15,4 | 14,8 | 20,9 |
Услуги по персоналу | 9,1 | 12,5 | 14,8 | 19,7 |
Аудит мошенничества | 7,0 | 12,5 | 10,2 | 18,1 |
Решение споров | 6,6 | 10,5 | 11,8 | 17,4 |
Банкротство / неплатежеспособность | 13,0 | 12,1 | 12,2 | 15,6 |
Аутсорсинговый внутренний аудит | 2,9 | 5,4 | 5,1 | 11,2 |
Анализ | 2,1 | 3,9 | 5,3 | 12,0 |
Международные услуги | 3,3 | 5,4 | 6,3 | 10,5 |
Анализ рыночной / экономической целесообразности | 2,5 | 3,1 | 5,6 | 10,2 |
16% руководителей предсказали, что в первую тройку консалтинговых услуг должны войти финансовые услуги. Широкие перспективы предсказываются для планирования преемственности в бизнесе, услуг, связанных со слиянием и приобретением предприятий, компенсациями и пособиями, судебными тяжбами, а также для стратегического планирования, оценки и планирования внутреннего контроля (internal control evaluation and planning).
Новые возможности
Результаты исследования говорят об изменении в наборе услуг, предоставляемых клиентам бухгалтерскими фирмами. Движение происходит в направлении от традиционного бухгалтерского учета, проверок и налогообложения к более доходным услугам консалтинга и страхования. Перемены определяются, в основном, рыночными процессами. Большинство бухгалтерских фирм "держат нос по ветру" и ищут новые возможности для удовлетворения меняющихся потребностей клиентов. Для этого они:
- используют специальные знания для создания рабочих ниш;
- планируют стратегическое проникновение на растущие рынки консалтинга и страхования;
- предоставляют клиентам разовые контракты по финансовым и иным услугам;
- специализируются на аудите, проверке и других аттестационных услугах.
Держит ли "нос по ветру" и ваша фирма?
Ларри Рэнкин - доцент в Университете Майами, Oxford, Ohio (rankinlj@muohio.edu)
Флорэнс Шарп - профессор Школы бухучета при Университете штата Огайо (sharpf@ohiou.edu)