Анализ рынка консалтинговых услуг
Материал предоставлен компанией "СПЛАН" (www.splan.ru)
Данные об исследовании
Анализ рынка консалтинговых услуг основан на результатах пилотного исследования, которое провела компания "СПЛАН" в июне-сентябре 2000 года в рамках проекта, инициированного Национальной Гильдией Профессиональных Консультантов. В ходе исследования были задействованы 498 консультантов, 179 из них получили анкету.
Примечание 1: Достоверность результатов исследования определяется достоверностью данных, предоставленных консалтинговыми компаниями.
Примечание 2: Нумерация пунктов отчета совпадает с нумерацией вопросов анкеты, разосланной консультантам для заполнения.
Примечание 3: Все данные, представленные в отчете, относятся к 1999 году.
Краткий перечень выводов. Консультанты
1. Организационно-правовая форма консалтинговых компаний. Пилотную анкету заполнили 14% от 179 респондентов, которым она была разослана. Все они являются юридическими лицами, поэтому дальнейший анализ можно интерпретировать как анализ консалтинговых компаний.
2. Характер деятельности консалтинговых компаний. Большинство респондентов не ограничиваются консультационной деятельностью, дополнительно занимаются обучением (обучение - 38%, проведение семинаров - 8%), специализируются в области информационных технологий (информационные технологии - 15%, разработка программного обеспечения - 8%).
3. Степень специализации консалтинговых компаний. 64% ответивших компаний являются универсальными, остальные имеют специализацию (по услугам специализируются 18%, по услугам и клиентам - 9%).
4. Масштаб консалтинговой деятельности. Примерно половина консультантов действуют на территории России. 36% утверждают, что осуществляют консалтинговую деятельность на международном уровне, 18% компаний специализируются на регионах (в основном, это фирмы, расположенные в регионах).
5. Портрет типичного консультанта: ООО, универсальная компания; не ограничивается консультированием, имеет в штате 13 консультантов, около 7 лет работает на национальном рынке; официальная валюта баланса не превышает 1 млн. рублей, годовая валовая выручка - не больше 5 млн. рублей.
Клиенты
6. Типы клиентов консалтинговых компаний. Больше половины (73%) клиентов консалтинговых компаний - юридические лица, четверть (25%) - органы государственной власти и местного самоуправления. 2% клиентов - частные предприниматели. Физические лица не обращаются в консалтинговые компании.
7. Сфера деятельности клиентов консалтинговых компаний. По результатам исследования, можно выделить 2 основные группы:
- примерно треть клиентов - производители предметов личного и промышленного потребления;
- четвертая часть - представители сферы услуг непроизводственного характера.
Остальные клиенты работают в следующих отраслях (в порядке уменьшения "популярности"): добыча природного сырья, производство и передача информации, обеспечение хозяйства финансовыми ресурсами, производство топлива и энергии, разработка новых и усовершенствование имеющихся технологий, подготовка трудовых ресурсов
8. Масштаб рынка клиентов консалтинговых компаний. Клиенты консалтинговых компаний равномерно распределены по масштабам рынка.
9. Годовая валовая выручка клиентов консалтинговых компаний. В целом клиенты консалтинговых компаний "богаче" своих консультантов. Среди консультантов только 10% получают больше 100 млн. рублей в год. Клиентов с таким доходом как минимум треть. Ни у одного из опрошенных консультантов прибыль не превышает 300 млн. рублей, в отличие от 18% их клиентов. 5% клиентов имеют доход больше 3 млрд. рублей.
10. Величина активов и пассивов клиентов консалтинговых компаний. Структура клиентов компаний по величине активов и пассивов в целом повторяет структуру клиентов по величине годовой валовой выручки.
11. Организационно-правовая форма клиентов консалтинговых фирм. 62% клиентов являются акционерными обществами. Общества с ограниченной ответственностью составляют 18%. Доля государственных и муниципальных унитарных предприятий еще меньше - всего 13%.
12. Мотивы, побудившие компании обратиться за консультациями. В большинстве случаев клиенты стремятся повысить эффективность своей текущей деятельности. Треть всех клиентов обращаются к консультантам в период стратегических изменений в компании. 3% - на этапе формирования организаций.
13. Портрет типичного клиента: Открытое Акционерное Общество, производитель предметов производственного назначения; работает на национальном рынке; валовая годовая выручка и валюта баланса не превышают 10 млн. рублей; к консультанту обратился, чтобы повысить эффективность текущей деятельности.
Задачи
14. Группа потребностей клиентов. Из анализа ответов видно, что 50% консультантов более или менее равномерно сочетают снабжение клиента специальными методами решения проблем и самостоятельное решение проблем.
15. Действия, выполняемые клиентами при решении задач. В 30% случаев консультант занимается планированием действий клиента. В 10 случаях из 100 он проводит для клиента оценку полученных результатов.
16. Элементы макросреды, учитываемые консультантами. Чаще всего анализируется экономическая среда. Достаточно значимы научно-техническая, информационная и правовая среды. Редко учитываются: социальная, политическая, культурная и природно-экологическая. Видимо, они оказывают слабое влияние на деятельность компаний (или сложно поддаются анализу).
17. Элементы микросреды клиента, учитываемые консультантами. Элементы микросреды распределены по степени важности относительно равномерно. Выделяется относительно невысокое значение СМИ и местных контактных аудиторий.
18. Ресурсы, потребляемые клиентом. Наиболее активно клиенты консалтинговых компаний потребляют информационные и финансовые ресурсы.
19. Сферы управленческой деятельности, в которых потребовались консультации. Консультации по вопросам использования ресурсов востребованы в три раза больше, чем по вопросам обеспечения ресурсами. Считается, что компании редко обращаются за советами в области руководства компанией. Исследование показало: 25% всех консультаций преследуют именно эту цель.
Более половины компаний, принявших участие в опросе, вероятно, помогают клиентам решать проблемы во всех сферах управленческой деятельности. Клиенты региональных консультантов редко имеют проблемы с маркетингом или исследованиями и разработками.
20. Организационные меры, являющиеся следствием консультаций. Более чем в половине случаев консультации предполагали вмешательство в административную структуру клиентов.
21. Продолжительность решения консультационных задач. В этой области ответы консультантов распределены относительно равномерно. Наиболее распространенный срок (20%) - от 1 недели до 1 месяца.
22. Периодичность применения консультационных услуг. Большинство консультационных проектов являются единовременным мероприятием. Доля проектов, требующих постоянного участия консультанта, составляет 16%.
23.Форма оплаты консультаций. Российские консультанты предпочитают фиксированную оплату труда. Повременная оплата применяется в 3 раза реже. Оплата в зависимости от результата и комбинированная оплата используются в 11% случаев.
24. Вознаграждение консультанта. Стоимость 23% консалтинговых проектов не превышает 500 долларов; более чем в половине случаев она ниже или равна 1000 долларов. Наиболее распространенные диапазоны цен: от 500 до 1000 и от 1000 до 10 000 долларов. Ни разу плата за консалтинговые услуги не составила больше 50 000 долларов.
25. Формы консультирования. Исследование показало, что все три формы исследования используются в равной мере. При этом в обучающем консультировании доминируют тренинги (активное обучение).
Типичный комплекс задач, решаемый консультантами: оперативное, единовременное, самостоятельное решение проблем клиента путем экспертного консультирования, не предполагающего решения организационных задач. Осуществляется планирование действий клиента по использованию информационных ресурсов на основе анализа экономической среды, клиентов и непосредственного материального окружения, за фиксированную сумму, которая составляет не меньше 500-1000 долларов.
Подробности об исследовании можно узнать в компании "СПЛАН", тел.: 183-57-47.