Letyshops

Разработка высококачественных международных стандартов бухгалтерского учета

Дэвид С. Рудер

Начало в выпусках: #40, #41

Новая структура для создания международных стандартов бухгалтерского учета

Как FASB, так и SEC признают важность нахождения механизма для создания общих международных бухгалтерских стандартов, поддержав движение в этом направлении. В свою очередь, IASC признал, что его стандарты в настоящее время конкурируют с GAAP США в качестве возможных международных стандартов. Недавно IASC опубликовал дискуссионный документ, составленный его рабочей группой по выработке стратегии (Strategy Working Party), который называется "Будущее IASC" ("Shaping IASC for the Future") (Издание IASC, декабрь 1998). IASC стремился получить комментарии к предложенному им плану "достижения конвергенции национальных стандартов и практики учета и высококачественных мировых бухгалтерских стандартов" ( Дискуссионный документ IASC, гл. 3). Последним сроком получения комментариев IASC назначил 30 апреля 1999 года (этот срок уже прошел), и теперь эта организация продолжает свою работу в соответствии с графиком, предусматривающим рассмотрение изменений в структуре IASC на заседаниях Совета IFAC и руководящего совета IASC в ноябре 1999 года. Утверждение окончательного плана должно произойти в марте 2000 года, а его реализация начнется в июле того же года.

В предложениях содержится призыв к "партнерству" между национальными организациями по разработке стандартов. Предлагается следующее:

IASC должен установить партнерские отношения с национальными организациями по разработке стандартов, чтобы сотрудничать с ними в целях ускорения сближения национальных стандартов и Международных стандартов бухгалтерского учета вокруг решений, требующих предоставления высококачественной, прозрачной и сопоставимой информации, которая поможет участникам рынков капитала и другим субъектам экономики принимать экономические решения (Там же, гл.10).

Дискуссионный документ призывает к созданию Комитета по разработке стандартов (Standards Development Committee - SDC), составленного из представителей национальных организаций по разработке стандартов. SDC должен заниматься подготовкой предварительных и окончательных вариантов международных стандартов учета в координации с организациями по разработке стандартов из различных стран. Подготовка вариантов, процесс выработки решений и окончательное их утверждение будут координироваться с работой SDC и национальных организаций по разработке стандартов так, чтобы стандарты утверждались на национальном уровне и внутри IASC примерно в одно и то же время. Хотя национальные организации по разработке стандартов будут принимать участие в процессе установления стандартов в рамках IASC, одобрение стандартов, разработанных IASC, на национальном уровне будет зависеть от только от данной страны, что, тем самым, сохранит суверенитет каждой нации.

В дискуссионном документе предлагается, чтобы руководящий совет IASC продолжил свое существование, а количество представленных в нем организаций и стран было увеличено до 25. Хотя Рабочая группа высказалась за то, чтобы руководящий совет получил финальные полномочия по утверждению разработанных IASC стандартов, некоторые ее члены считают, что у руководящего совета не должно быть полномочий откладывать или запрещать публикацию вариантов или принятие стандартов (См. Дискуссионный документ IASC, Приглашение к обсуждению, пункт 24, стр.33). Предложенная передача права вето руководящему совету, таким образом, оказалась одной из самых спорных рекомендаций дискуссионного документа. Так, FASB заявил, что Комитет по разработке стандартов "должен стать автономным и независимым органом по принятию решений" (Письмо FASB сэру Брайану Карсбергу от 10 марта 1999 года, стр.4. В ближайшее время CONSULTING.RU планирует опубликовать это письмо), а Американский институт дипломированных бухгалтеров указал, что он хотел бы "видеть появление независимого совета по установлению стандартов, напрямую не связанного с какой-либо профессиональной организацией, страной или национальной организацией по разработке стандартов" (Письмо AICPA сэру Брайану Карсбергу от 21 апреля 1999 года, стр.3. В ближайшее время CONSULTING.RU планирует опубликовать это письмо).

Вопрос, должен ли руководящий совет IASC или Комитет по разработке стандартов иметь финальные полномочия по утверждению стандартов, оказался более сложным, чем это могло показаться на первый взгляд. Одна точка зрения состоит в том, что легитимность разработанных IASC стандартов должна исходить из компетентности и независимости членов Комитета по разработке стандартов. Согласно другой точки зрения, легитимность должна исходить от одобрения таких стандартов со стороны относительно большой и географически представительной группы тщательно отобранных и информированных лиц. То есть утверждается, что легитимность может быть достигнута благодаря компетенции и независимости или в результате политического процесса. Наилучшим результатом было бы обеспечение легитимности на основе сочетания этих двух подходов.

Другие аспекты предложений рабочей группы представляются менее спорными. Эти предложения предусматривают: создание независимого Попечительского совета с самыми широкими полномочиями, создание Консультативного комитета по стандартам, составленного из представителей национальных организаций по разработке стандартов, не представленных в SDC, образование Консультативной группы из представителей организаций, имеющих отношение к составлению финансовой отчетности, но не обладающих правом голоса в руководящем совете IASC, а также создание Постоянного комитета по интерпретации (Standing Interpretations Committee - SIC), сходного с целевой группой по решению возникающих проблем (EITF) FASB, который должен публиковать интерпретации разработанных IASC стандартов. Предлагается, чтобы SIC направлял интерпретации в их окончательном виде на утверждение в SDC.

Дискуссионный документ также призывает к усовершенствованию процесса подготовки решений в IASC - к открытым заседаниям, публичным слушаниям, практическим испытаниям и к координации с процессом подготовки решений в национальных организациях по разработке стандартов. Возможно, что эти предложения заслуживают более детальной расшифровки.

Предложения, касающиеся вопросов финансирования, недостаточно детализированы, отчасти благодаря той точке зрения, что решения по финансированию должны подождать достижения согласия по существу вопроса. В кратком изложении, возможности финансирования включают в себя членские взносы, правительственные субсидии, плату за операции на фондовом рынке, поддержку со стороны национальных организаций по разработке стандартов или обычное привлечение средств. Каждое из этих возможных решений по финансированию имеет свои недостатки.

Самый большой недостаток дискуссионного документа состоит в том, что в нем не затрагиваются вопросы контроля за соблюдением стандартов учета. Соединенные Штаты в лице SEC являются единственной страной, которая выделяет значительные ресурсы на проверку корпоративной финансовой отчетности на предмет их соответствия стандартам учета. SEC проверяет финансовую отчетность зарегистрированных компаний на соответствие GAAP США. Это происходит, как правило, в тот момент, когда такая отчетность поступает в SEC, но также и после этого в ходе контрольных мероприятий. Механизм контроля за соответствием отчетности стандартам IASC в других странах недостаточно проработан. Если SEC все же позволит использовать стандарты, разработанные IASC, компаниям, которые пытаются реализовывать свои ценные бумаги в США, то вполне вероятно, что при проверке финансовой отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами IASC, SEC будет посвящать больше времени тщательному изучению на соответствие этим стандартам, а степень тщательности будет такой же, как при изучении на предмет соответствия GAAP США. Таким образом, если другие страны не выработают механизм контроля, SEC по умолчанию может стать всемирной организацией, контролирующей соблюдение стандартов учета.

Сближение самых лучших систем учета является желательным и возможным результатом

Самым обнадеживающей пока стороной проекта IASC по базовым стандартам и предложений Рабочей группы IASC является то, что осуществление этого проекта привело к повышению внимания во всем мире к стандартам учета. Хотя SEC долгое время утверждала, что высококачественные, прозрачные и сопоставимые стандарты учета крайне важны для успеха финансовых рынков США, ее приверженность таким стандартам не соответствовала действиям регулирующих организаций в других странах (IOSCO недавно обратилась к теме единообразия раскрытия в "Международных стандартах раскрытия информации для размещения и первоначальной регистрации ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами" (сентябрь 1998). В отношении стандартов учета эта организация высказала следующее мнение: "Полный свод бухгалтерских и аудиторских принципов, которые будут приняты к использованию при подготовке и аудите финансовой отчетности, должен устанавливаться страной, разрешающей обращение ценных бумаг" (там же, п.21). В свою очередь, SEC предложила правила, соблюдая которые можно достичь цели, поставленные IOSCO. См. Международные стандарты раскрытия, издание SEC 33-7637 (2 февраля 1999)). Причина отсутствия подобного энтузиазма во всем остальном мире, возможно, заключается в том, что до недавнего времени компании для своего финансирования привлекали, как правило, только заемные средства, а финансовая информация неформально использовалась компаниями и банками. По мере того как остальные страны все чаще обращаются к финансированию за счет акционерного капитала, необходимость в открытом обращении финансовой информации будет увеличиваться, а значение стандартов учета будет все время возрастать.

В течение следующих одного или двух лет на SEC будет оказываться давление с целью вынудить эту организацию разрешить использование стандартов, разработанных IASC, при обращении иностранных ценных бумаг. В течение того же периода IASC и национальные организации по разработке стандартов попытаются найти способ создания системы установления международных бухгалтерских стандартов. В идеале, хорошо продуманный процесс установления международных бухгалтерских стандартов приведет к сближению самых лучших сторон GAAP США, стандартов IASC и стандартов других стран, и рынки капиталов всего мира только выиграют от появления единого множества прозрачных, сопоставимых и высококачественных стандартов учета.


Дэвид Рудер (David S. Ruder) является профессором права Юридической школы Северо-западного университета, в котором он работал деканом с 1997 по 1985 годы. Он бывший председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам (1987-1989), член Попечительского совета Фонда финансового учета и член Рабочей группы по выработке стратегии Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.

 

 

Реклама: