Стратегии и функции отдела ИТ на будущее
Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"
Выбор и поддержка стратегии
CIO (chief information officers) и руководителям отделов ИТ респонденты рекомендовали стратегию, построенную на трех основных требованиях:
- ориентироваться на клиентов и получение прибыли. Развивать модель на основе клиентуры и способствовать согласованию возможностей технологии с потребностями бизнеса;
- быть руководителем-новатором. Инициировать применение новых технологий и выступать партнером в совершенствовании бизнес-процессов;
- создавать стандартизованную открытую среду и инфраструктуру на общей платформе, чтобы:
- максимально увеличить скорость и доступ к информации;
- обеспечить гибкое и быстрое создание конкретных приложений для конечных пользователей;
- упростить интеграцию коммерческих и заказных (custom) приложений.
Респонденты рекомендовали конкретные действия, которые отдел ИТ должен произвести для поддержки будущей стратегии (см. Табл. 1 - 3):
Таблица 1. Меры по поддержке стратегии, ориентированной на клиента и прибыль
Стратегия: Ориентация на клиента и прибыль Меры по поддержке:
|
Таблица 2. Меры по поддержке стратегии, ориентированной на новаторство и лидерство
Стратегия: Лидер-новатор Меры по поддержке:
|
Таблица 3. Меры по поддержке открытых и стандартизованных платформ и инфраструктуры
Стратегия: Открытые и стандартизованные платформы и инфраструктура Меры по поддержке:
|
Роль отдела ИТ в реинжиниринге бизнес-процессов
Респонденты выделили три основные роли отдела ИТ в реинжиниринге бизнес-процессов:
1. Участие в качестве членов группы по реинжинирингу. Функции:
- помогать в определении бизнес-процессов;
- исследовать новые технологии;
- участвовать в мозговых штурмах и поиске новых решений;
- быть движущей силой и сторонником перемен;
- быть партнером в управлении процессом реинжиниринга.
2. Выявление технологических решений для осуществления новых бизнес-процессов:
- предлагать технологические альтернативы;
- объяснять эффективное применение технологий и предоставлять надежную информацию для принятия решений;
- создавать опытные образцы в доказательство осуществимости задач.
3. Внедрение технологий для поддержки новых бизнес-процессов:
- создавать или координировать приобретение технологических компонентов;
- интегрировать технологическое решение;
- внедрять и поддерживать систему;
- стимулировать обучение эффективному использованию технологий.
Ошибки и функции руководителей
Содействуя проекту по реинжинирингу, руководитель отдела ИТ должен:
- избегать проявления равнодушия к проекту, активно участвовать в работе группы;
- избегать фокусировки только на технологической стороне решения, не подменять техническим решением решение по бизнес-процессу;
- не узурпировать власть, не подавлять инициативу руководителей производственного уровня;
- не игнорировать потребности и проблемы предприятия, не терять из виду цели и задачи технологического развития проекта;
- не навязывать решения сверху, не диктовать их рабочей группе.
Респонденты указали, что руководитель отдела ИТ может принять следующие важнейшие меры в поддержку проекта:
- построить хорошие взаимоотношения с руководителями производства, способствуя слаженной работе между персоналом отдела ИТ и производственного отдела;
- добиться полного понимания участниками проекта стратегии и потребностей предприятия, помочь группам согласовать технологические решения со стратегией и целями предприятия;
- активно участвовать в работе над проектом, оказывая видимую помощь;
- поощрять сотрудников отдела ИТ за участие в проекте по реинжинирингу, способствовать совместной работе групп отдела ИТ и производства;
- предоставлять необходимые кадры и ресурсы для успешного осуществления проекта;
- наладить четкую связь и обучение по всем точкам соприкосновения отдела ИТ и производства; помочь работникам отдела ИТ уяснить стратегию предприятия и вопросы производства, познакомить с технологическими решениями руководителей производства.
Полный анализ роли отдела ИТ в проекте по реинжинирингу должен дать ответ на следующие вопросы:
- какие кадры, ресурсы и знания потребуются отделу ИТ?
- должен ли отдел разработать собственное технологическое видение будущего независимо от других отделов?
- возможен ли реинжиниринг без помощи отдела ИТ?
- должен ли отдел выступать за использование приложений, созданных на предприятии, или приложений, приобретенных со стороны?
- каков основной вклад отдела ИТ в проекты по реинжинирингу?