Один шаг назад, два шага вперед
Самуэл Грингард
Начало в выпусках: #114
Business Finance, Декабрь 2000, стр. 37
Система "висит", торговля идет
Многие организации слишком концентрируются на улучшении пользовательских веб-интерфейсов и системы ввода заказов, уделяя меньше внимания созданию оптимальной архитектуры е-бизнеса. "Во всем процессе электронных продаж ввод заказов - самое простое, - говорит Бартелз. - Это влияет на успех не больше, чем кассовый аппарат в магазине". Важнее позаботиться об эффективной передаче данных о продажах и заказах до систем и людей. Такая задача может поставить в тупик и самую технологически передовую компанию.
Особенно верно вышесказанное для систем ERP. Все больше организаций понимают, как важно обеспечить свободное движение данных в главные системы и из них. В сфере е-бизнеса для этого иногда требуется конструировать системы совершенно иначе, чем прежде. Некоторые компании, например, разделяют свой основной бизнес и е-коммерческие операции.
Создавая асинхронные мощности, можно добиться, чтобы онлайновая торговля продолжалась, даже если выйдут из строя на час или на день главные системы предприятия. Приложение е-коммерции хранит полную историю покупок клиентов и своевременно передает эту информацию системе ERP. Если модель разработана правильно, она не мешает передаче информации о товарах в реальном времени или прямой связи с учетом.
Электронное снабжение и платежи
Другой ключ к успеху е-бизнеса - связь систем ERP с электронным снабжением и электронными платежами. Бумажные и ручные процессы создают заторы и мешают реализовать подлинные возможности е-бизнеса. "Перейдя от бумажных заказов и ведомостей к электронным, можно автоматизировать процесс, снизить затраты и повысить качество услуг", - говорит Дэн Гарретсон (Dan Garretson), старший аналитик в Forrester Research (консалтинг и исследования на рынке ИТ).
Его поддерживает Рик Марз (Rick Marz), вице-президент по географическим рынкам корпорации LSI Logic. "Эффективный е-бизнес не ограничивается одним видом деятельности или решением. Его область - весь спектр вопросов, стоящих перед корпорацией", - говорит он.
Одна из многих инициатив, которые реализует LSI Logic, - электронное оформление счетов и электронные платежи. Через бухгалтерию проходит почти 1000 накладных в месяц, это большая нагрузка. Используя SAP и ПО для электронного обмена данными (EDI) от Sterling Commerce, LSI Logic направляет счета в ERP-систему.
Модуль учета и платежей сверяет их с внутренними записями компании и, если цена и наименования совпадают, автоматически производит оплату с нужной датой. Если данные не совпадают, система направляет сделку работнику, который может устранить расхождение.
Сейчас LSI Logic обрабатывает электронным способом около 25% платежей, и, по словам Марза, эта цифра быстро растет. Примерно 40% торговых партнеров фирмы уже готовы работать с электронными переводами. Компания создает вебсайт, на котором поставщики и клиенты смогут проверять счета, список и состояние заказов, просроченные платежи. "Система снижает затраты, выводит из цикла людей и бумаги, снабжает нас информацией", - говорит Марз.
Возможности е-коммерции "business-to-business" не исчерпываются доступом к информации в реальном времени, снижением затрат и увеличением эффективности. К информационным системам следует подключить телефонные центры, отделы обслуживания клиентов, даже технический и выездной персонал. Данные должны в большей степени выходить за пределы предприятия, к другим компаниям и деловым партнерам.
Для этого можно использовать внешние сети, портал, мобильные устройства. Некоторые организации обнаружили, что самое простое средство для взаимодействия и обмена данными - Интернет-биржа или центр, который помогает торговым партнерам встречаться в безопасной онлайновой среде.
Ориентация на процессы
Как компания может узнать, что все звенья ее электронного бизнеса взаимосвязаны? Как построить между системами мосты, а не стены? Наибольшую роль, считает Бартелз, здесь играет ориентация на процессы. "Компания должна непрерывно искать способы работать эффективнее и продуктивнее. Новая система или пакет ПО - это не окончательный результат, а только часть большой головоломки".
Бартелз подчеркивает, что очень важно привлечь все отделы предприятия (финансы, кадры, продажи, производство, обслуживание, веб-дизайн и ИТ) к созданию механизма осмысления бизнес-процессов и методов. "Для непрерывных исследований и поиска лучших способов работы необходимо межфункциональное взаимодействие", - говорит он.
Высшее руководство должно поддерживать нововведения и предоставлять ресурсы для улучшений. Некоторым компаниям нужно отказаться от убеждения, что земля плоская. "Задача лидеров - поощрять творческое мышление и устранять препятствия на пути прогресса", - заявляет Бартелз.
Что в прибыли?
Когда головоломка собрана, итоги впечатляют. Компания Westco-BakeMark создала стратегию е-коммерции, которая используется во всей компании и распространяется на ее поставщиков и партнеров. Westco-BakeMark продает примерно 4000 различных продуктов (от томатного сока до фруктовых пирогов) и предлагает на своем вебсайте электронные системы заказов и ведения счетов.
"Система уменьшает число ошибок, возникающих из-за неверного ввода информации, полученной по факсу или по телефону. Мы гораздо лучше видим, какие товарные запасы необходимы", - говорит генеральный менеджер Джим Муди (Moody).
Документооборот в Westco-BakeMark сократился на 50%. Основанная на Интернет система компании работает со счетами, отслеживает торгово-финансовую информацию, контролирует товарные запасы, используя данные системы клиентских заказов, чтобы управлять покупками.
Цель е-бизнеса - достичь наиболее эффективного и творческого взаимодействия. Когда компания связывает все звенья в единую стратегию, результат производит впечатление. Решения для е-бизнеса и управления цепями поставок "ликвидируют затраты на сделки с помощью сочетания технологий и реконструкции процессов Они устраняют многие этапы и действия, которые, честно говоря, и не должны существовать".