Letyshops

Цепочки поставок и информационные системы, или История одного недоразумения

Николай Чувахин
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4

Итак, с чего же начинается управление цепочкой поставок, или Supply Chain Management? Очевидно, с ее разработки. Разработку же цепочки поставок рекомендуется начинать с ответа на один принципиально важный вопрос: является ли продукт, движущийся по этой цепочке, функциональным или инновативным?

Функциональные продукты служат удовлетворению насущных потребностей и покупаются часто, в большинстве случаев без оглядки на место приобретения (понадобилось -- увидел -- купил). На них существует более или менее предсказуемый спрос, а их жизненный цикл длится относительно долго. Конкурентам легко их имитировать, а следовательно, их трудно сделать высокорентабельными.

Инновативные продукты, напротив, представляют собой последнее слово техники или моды, спрос на них трудно предсказать, а их жизненный цикл значительно короче. В качестве компенсации за риск и краткость существования такого товара его производитель получает относительную свободу от конкуренции и связанную с этим возможность добиться более высокой рентабельности.

Первый вопрос к специалистам по информационным системам, таким образом, уже виден невооруженным глазом: как с помощью информационной системы определить функциональность или инновативность продукта? Очевидно, что на вопрос функциональности и эффективности нельзя ответить с помощью информационной системы -- он должен быть накрепко "зашит" в продуктовую стратегию компании независимо от того, есть ли у нее вообще информационная система.

Маршалл Фишер приводит следующие примерные показатели спроса на функциональные и инновативные продукты:

  Функциональные продукты Инновативные продукты
Жизненный цикл свыше 2 лет 3-12 месяцев
Превышение цены над переменными издержками 5-20% 20-60%
Количество видов или вариантов небольшое (10-20) значительное (иногда -- миллионы)
Диапазон ошибки в оценке величины спроса на момент начала подготовки производства 10% 40-100%
Частота случаев отказа клиенту из-за отсутствия товара в наличии 1-2% 10-40%
Средняя вынужденно предоставляемая скидка в конце сезона 0 10-25%
Время подготовки производства продуктов, изготовляемых на заказ 6-12 месяцев 1-14 дней

Важно помнить, что цепочка поставки выполняет две основные функции. Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те -- в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве. Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна -- на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками. В ходе исполнения физической функции возникают издержки производства, транспортировки и хранения. Посредническая же функция подразумевает издержки иного рода. Когда предложение превышает спрос, необходимо снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

В условиях предсказуемого спроса на функциональные продукты издержки посредничества относительно невелики. Поэтому компании, производящие такие продукты, могут сосредоточить основное внимание на сокращении физических издержек, что особенно важно при высокой эластичности спроса на функциональные продукты. Именно такие компании обычно и применяют информационные системы, позволяющие осуществлять планирование производственных ресурсов (Manufacturing Resource Planning, или MRP). Программное обеспечение, используемое для этих целей, позволяет управлять заказами, производством и поставками, что ведет к уменьшению товарных запасов по всей цепочке поставок и увеличению эффективности производства. Важнейшая в таких случаях информация -- это сведения о событиях внутри цепочки поставок. Такая информация позволяет поставщикам, производителям и продавцам координировать свои действия с тем, чтобы удовлетворить предсказуемый спрос с наименьшими возможными издержками.

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Николай Чувахин

 

 

Реклама: