Letyshops

Цепочки поставок и информационные системы, или История одного недоразумения

Николай Чувахин
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4

Такой подход, однако, абсолютно непригоден для инновативных продуктов. В случае с инновативными продуктами доминирующими оказываются издержки посредничества; именно они, а не физические издержки, становятся центром внимания руководителей. Критически важная информация в таких случаях находится вне цепочки поставок -- на рынке. Самые важные решения, которые необходимо принимать руководству, в этом случае касаются не сокращения издержек и запасов, а того, в каком месте цепочки поставок следует поместить запасы, необходимые для наиболее полного удовлетворения слабо предсказуемого и быстро проходящего спроса.

Маршалл Фишер предлагает рассматривать цепочки поставок с двух взаимоисключающих точек зрения: физической эффективности и реакции на условия рынка:

  Физически эффективный процесс Процесс, способный гибко реагировать на условия рынка
Основная цель удовлетворить предсказуемый спрос с наименьшими возможными издержками Быстро реагировать на непредсказуемый спрос, чтобы избежать устаревания товарных запасов
Цель управления производством поддержание высокого уровня загрузки мощностей Создание избыточных буферных мощностей
Стратегия управления товарными запасами высокая оборачиваемость товарных запасов и их снижение по всей цепочке поставок Создание значительных буферных запасов материалов, деталей или готовых изделий
Цель управления подготовкой производства укорачивать время подготовки, если это не повышает издержки Сокращать время подготовки, даже если для этого необходимы значительные инвестиции
Подход к подбору поставщиков отбор по критериям стоимости и качества Отбор по критериям оперативности, гибкости и качества
Стратегия разработки продуктов максимальное качество при минимальных издержках Использование модульной конструкции с тем, чтобы отнести дифференциацию продукта на как можно более позднее время

Очевидно, что для функционального товара необходима физически эффективная цепочка поставок, а для инновативного -- цепочка поставок, способная гибко реагировать на условия рынка. На практике, однако, компании очень часто путаются при принятии решений. Причина, скорее всего, состоит в том, что многие товары (от автомобилей и компьютеров до кофе и печенья) можно продавать либо как функциональные, либо как инновативные с очень небольшими изменениями в самих товарах.

В статье Фишера предложен простой инструмент для анализа соответствия цепочки поставок свойствам продукта:

 

Функциональные продукты Инновативные продукты
Эффективная цепочка поставок подходит не подходит
Гибкая цепочка поставок не подходит подходит

 

Функциональные продукты практически никогда не поставляются по гибким цепочкам (другими словами, очень трудно найти в реальной жизни ситуацию, описанную левой нижней клеткой в таблице). Причина такого положения вещей состоит в том, что абсолютное большинство компаний, производящих функциональные продукты, очень хорошо понимают необходимость налаживания эффективной цепочки поставок. Противоположная ситуация, однако, случается достаточно часто.

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Николай Чувахин

 

 

Реклама: