Моделирование бизнеса и архитектура информационной системы
|
О. Полукеев, Д. Коваль |
Введение | Методики моделирования | Схема Захмана | Точки зрения | Аспекты | Названия строк и столбцов | Дополнение схемы | Замечания о полноте | Интеграция схемы Захмана с методами моделирования бизнеса | Заключение |
Выше мы рассмотрели два подхода к моделированию потребностей бизнеса, необходимому для разработки поддерживающей бизнес информационной системы. В каждом из подходов предполагается использование упомянутых выше технологий моделирования. Рассмотрим различия этих подходов. В подходе Баркера ИС развивается со временем, в процессе последовательного прохождения различных этапов жизненного цикла системы. Каждому этапу приписан набор методик, обязательных или необязательных для использования. В подходе Захмана не делается акцент на динамике развития ИС. При переходе от одной строки таблицы к другой меняется лишь точка зрения, с которой рассматривается система, причем эта точка зрения не обязана быть связана с уровнем детальности рассмотрения. В схеме Захмана отражены три аспекта системы, приблизительно соответствующие некоторым методикам моделирования (информационное моделирование, диаграмма потоков данных и т.д.). Представляет интерес составить схему, аналогичную схеме Захмана, в которой в качестве аспектов при формировании архитектурных представлений используется хотя бы часть методик, представленных на диаграмме Баркера. Три основные части диаграммы: функциональное моделирование, информационное моделирование и событийное моделирование. Их пересечения - диаграммы потоков данных, анализ состояний, информационная динамика и функциональная логика. На Рис. 4 перечислены известные нам инструментальные средства (программные продукты или технологические схемы), поддерживающие эти методики.
Рисунок 4. Инструментальные средства. Каждая из перечисленных на Рис. 4 методик, кроме последней, имеет программную поддержку. Семейство методологий IDEF является альтернативой использования некоторых средств Oracle CASE*Method. Прочерк в строке, соответствующей методике CM, указывает на отсутствие методологических стандартов. Эта методика используется в различных проектах в зависимости от ситуации. Схема применения методики создается в организации, выполняющей заказ по созданию системы, на основе накопленного опыта работы. Построим теперь схему Захмана, основанную на семи перечисленных аспектах и различных точках зрения (рис. 5 и 6).
Рисунок 5. Интегрированная схема архитектуры информационной системы, первые три столбца.
Рисунок 6. Интегрированная схема архитектуры информационной системы ( Окончание ) Дадим несколько комментариев. При применении модели CPN оптимальность функционирования системы определяется тем, насколько успешно модель применена на стадии разработки системы (собственно на стадии функционирования модель уже не используется). Модель может также применяться в проектах, ограничивающихся стратегическим обследованием. Кроме того, по нашему мнению, возможности модели могут быть расширены путем использования техники сетей Петри. Заметим, что, вообще говоря, применение смешанных методик не всегда обязательно. Это зависит от задач, решаемых в исследуемой организации, а также от технологических возможностей исполнителя. Использование интегрированной схемы даст возможность применять ее на всех этапах жизненного цикла системы для формирования точек зрения всех участников CASE проекта, причем каждый участник или группа участников проекта получат четкое представление о том, что от них требуется. Предложенная схема, так же, как и схема Захмана не является немедленным руководством к действию. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить понимание архитектуры информационной системы на разных стадиях разработки и с точки зрения разных участников проекта. |
<<предыдущая | [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© О. Полукеев, Д. Коваль |