Все до последнего гвоздя
|
Русс Банхэм |
Причины скептического отношения к управлению рисками предприятия |
Все до последнего гвоздя | Под одной крышей |
Питер Кокс (Peter Cox), главный финансовый директор компании United Grain Growers (UGG), родился и вырос в Великобритании, но в начале своей карьеры работал в Париже бухгалтером компании Pricewaterhouse. Он утверждает, что опыт научил его видеть недостатки традиционного отношения бухгалтеров к оценке реальных корпоративных рисков. Питер Кокс уверен, что UGG, агропромышленный концерн из Виннипега, провинция Манитоба, с доходом, составившим в 1998 году 1.25 млрд. долл., работает со своими рисками последовательно и в полном объеме. "Мы создаем структуру и процесс систематического управления всеми рисками корпорации", - говорит Кокс. То, чем занимается Питер Кокс, называется управление рисками предприятия (enterprise risk management). В то время как многоцелевое страхование собирает в один пакет имущественные риски, а управление совокупным риском объединяет страховые риски с финансовыми, управление рисками предприятия идет еще дальше. Его целью является идентификация, анализ, определение количества и сравнение всех рисков корпорации, имеющих корни в ее операционной, финансовой и стратегической деятельности. Такие риски состоят из традиционных страховых рисков, например, ответственности за качество продукции, а также финансовых, товарных, юридических, экологических и других, не столь осязаемых рисков, которые угрожают стабильности доходов корпорации. Последние виды рисков могут включать в себя торговое эмбарго или потерю престижа торговой марки. "Мы считаем, что у риска имеется денежное выражение и строим на этом наш подход", - отмечает финансовый директор компании UGG. Хотя управлением рисками предприятия, концепцией совокупного риска и многоцелевыми стратегиями, заинтересовались многие компании, некоторые наблюдатели не усматривают у последних особого стремления "чинить то, что работает". "Мы изучили эти подходы, однако не находим ничего неправильного в способе, которым мы обычно управляем нашими страховыми и финансовыми рисками", - говорит Ричард Хейдингер (Richard Heydinger), директор по управлению рисками Hallmark Cards (Канзас-Сити, штат Миссури), компании с доходом, составившим в прошлом году 4 млрд. долл. "Как и большинство компаний мы передаем наши риски разным специалистам из отрасли страхования и финансовых рынков. Это не означает, что я не интересуюсь рисками предприятия. Согласен, все это выглядит и звучит очень хорошо. Просто мы этим пока не занимаемся". Одинаковое отношение ко всем рискам может быть неэффективно, предупреждает Уильям Келли (William J. Kelly), управляющий директор компании J.P. Morgan из Нью-Йорка. "Хотя вам нужно рассматривать риски с точки зрения стратегии, ничто не мешает смотреть на них с точки зрения тактики". Страхование, которое защищает от отдельных случайных рисков, столь недорого, считает Уильям Келли, что не стоит идти на неприятности и смешивать или удерживать большое число корпоративных рисков. "Если застраховать здание стоимостью 800 млн. долл. стоит два базисных пункта, то какую часть этого риска вы действительно способны взять на себя?" - спрашивает он. "Конечно, вы можете сэкономить пару тысяч на страховых премиях, но стоит ли? Хотите ли вы быть тем человеком, который объясняет совету директоров, что убыток в 100 млн. мог быть застрахован за 20 тыс. долл.? Во всем должен присутствовать здравый смысл". |
[1][2] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© CFO |