Letyshops

Supply Chain. Обзор концепции

Сергей Колесников
Часть 1 | Часть 2

Система управления логистическими цепочками позволяет решать следующие типичные проблемы:

  • какова должна быть структура складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек;
  • каким образом оптимизировать схему транспортных операций;
  • где производить товар для поставки на конкретный региональный рынок;
  • и тому подобные вопросы.

Следует отличать управление логистическим цепочками от управления дистрибуцией. Последнее, хотя также имеет дело с "сетью", более сфокусировано на вопросах наличия товара на складах, нежели проблемах общей стоимости операций.

Не претендуя на абсолютную точность могу предположить, что идея управления логистическими цепочками зародилась в недрах методов производственного управления известных как JIT (Just in Time - "точно во-время" заказать и установить ) и Kanban (точно вовремя привезти). По сути дела это модификации одного и того же метода, одна ориентирована на Pull, вторая скорее на Push-технологию. В какой-то момент эти технологии казались "панцеей" от всех болезней, но недостатки и той и другой системы не позволили сделать их "универсальными".

Идея данных методологий состоит в том, что затраты на производство можно существенно сократить, если кардинально уменьшить складские запасы, а следовательно и издержки на них. Комплектующие при это идут "в работу" "с колес" не скапливаясь на складах временного хранения, где они имеют тенденцию портиться и теряться. Очень яркий пример подобной ситуации - площадки вокруг строящихся домов, забитые "в запас" привезенными блоками, а после окончания стройки - их обломками. Естественно подобный стиль работы требует повышенной ответственности всех работников и весьма качественной системы управления поставками в целом. По-видимому это и привело к анализу всей системы поставок и, впоследствии, к созданию концепции управления логистическими цепочками. Интересно, что распространение указанных выше "точных" технологий оказалось значительно меньше, чем первоначальный интерес к ним. И этому есть несколько весьма важных причин. Избежать ошибок в ассортименте, срывов сроков поставок очень трудно даже в условиях Японии и США, а каждый такой "сбой" приводит, в условиях "точных" технологий, к остановке производства. Поэтому приходится держать "горячий запас" в размере по меньшей мере разовой загрузки оборудования, а в условиях крупных производств это достаточно большие объемы. Поэтому не удается избежать кардинальной статьи затрат - капитальные вложения в складские помещения и оборудование, а ее то больше всего и хотелось "редуцировать". Однако в некоторых секторах производства, например таких, как малосерийная сборка, в том числе строительство данная технология весьма распространена, в частности в большинстве высокотехнологичных компаний, таких как Nortel, Xerox, HP, Honda, Toyota, Sony и многие другие. Для тех отраслей где она применяется характерна малая мощность обрабатывающих центров, как правило многоцелевых, стабильные сборочные спецификации и технологические карты.

Еще один важнейший момент в понятии "логистическая цепочка" - упомянутое выше и мало пока привычное понятие push \\ pull технологии. Сущность данного понятия - различные точки инициирования операций по всей "цепочке". Например, вариант "выталкивания" продукции. Предприятие произвело продукт, далее продает - "с глаз долой, из сердца вон". Или технология "выдергивания" - "надо - вот возьмите". Естественно это упрощенный подход. К тому же концепция push \\ pull не вполне очевидна - она показывает довольно тонкое различие между методологиями управления системой закупок или продаж, к тому же применяемые на практике системы продаж часто являются некоторой смесью двух базовых техник. Очень упрощенно можно сказать, что система продаж по заказам - это технология выдергивания, производство на склад - технология выталкивания.

Тем не менее различие между этими двумя методами принципиально, что станет ясно если включить в рассмотрение не только общую схему товародвижения, но и схему ответственности за процесс. В случае "выдергивания" ответственность фокусируется на "конечном" исполнителе. В случае "выталкивания" она распределяется по уровням логистической цепочки, в результате чего повышается устойчивость системы управления в целом и снижается риск принятия неверных решений. Естественно, при ответственном отношении каждого менеджера и исполнителя, что также не всегда имеет место. Однако при этом система становится менее гибкой, так как снижается "обратная связь" с последними стадиями производства, что в принципе может создать проблемы с исправлением выявленных недостатков в качестве продукции и увеличивает проблемы в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Например, изменение строительной спецификации при "выталкивании" приводит к существенно большим проблемам, чем при "выдергивании". Действительно, спецификация доведена до всех уровней, включена в производственные планы. Определить на какой стадии и где нужно вмешаться достаточно сложно. При схеме "выдергивания" процесс разбит на маленькие звенья, связанные в цепь, и "спускаясь" по цепочке значительно легче обнаружить "активное" звено и произвести изменения.

Однако, вернемся к логистическим цепочкам. Уже сама по себе логистическая цепочка представляет собой весьма интересный инструмент управления бизнесом. Но кроме того, с использованием соответствующих финансовых инструментов возможно создание "виртуального бизнеса" из распределенной системы нескольких компаний, охватывающего полный "жизненный цикл" товара, или, наоборот, разделение одной компании на несколько "виртуальных бизнесов". При этом для каждого "виртуального бизнеса" возможно поддержание полного спектра "виртуальных систем управления", характерных для единой компании. Однако такая система работает корректно только в случае "прозрачности" всей "виртуальной" сети, входящей в компанию. При наличии "черной растаможки", что характерно для наших условий, да и "серой", применяемой повсеместно, корректность определения полной стоимости товара и операционных издержек весьма условна, что сводит на нет все усилия по управлению виртуальным предприятием с помощью "простых рецептов" логистических цепочек. Для этих случаев применяются методы управления финансовыми холдингами, о которых мы, возможно, расскажем позже.

<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Сергей Колесников

 

 

Реклама: