Letyshops

Этичная организация

Нэнси Ли Хатчин
Этичная организация | Влияние на общество

Доминирующей характеристикой успешной и стабильной организации, способной адаптироваться к внешним условиям, является четкая система базовых ценностей. Эта система строится не на простом зарабатывании денег, а на целеустремленности, которая ведет и вдохновляет людей, являющихся частью такой организации. Система ценностей и этических правил служит в качестве надежной основы и инфраструктуры, благодаря чему возможно достижение следующих вещей:

  • Решения принимаются быстрее и легче;
  • Потенциальные союзники выбираются на основе схожести внутренней культуры;
  • Служащие либо быстро находят общий язык друг с другом, либо уходят из организации;
  • Сам бизнес, которым занимается такая организация, оказывает влияние на рынок.

Некоторые из самых известных корпораций выделяются именно благодаря четкой структуре принятых в них этических норм и открытой нравственной позиции. Для того чтобы понять действия этих компаний и причину их успеха, необходимо задуматься о том, можем ли мы сами стать нравственными.

С точки зрения эволюции этические нормы берут свое начало в стремлении представителей класса млекопитающих передать следующим поколениям свои цепочки молекул ДНК. Нормы поведения появились в результате неформального компромисса между разнонаправленными эгоистическими устремлениями, генетически заложенными в нас, в условиях, когда каждое из таких устремлений пытается любыми доступными способами перевернуть этическую норму на свой лад. (The Moral Animal, Роберт Райт (Robert Wright), 1994).

Одним из самых ярких примеров этической нормы является ответный альтруизм: услуга за услугу. На эту норму опирается любой стратегический союз, партнерство и образование сообществ людей. Чтобы установить уровень нравственной зрелости организации, нужно внимательно рассмотреть следующие факторы:

  • понимание организацией мотивов своей деятельности;
  • честность в представлении организацией этих мотивов тем, с кем она поддерживает какие-либо отношения, т.е. клиентам, поставщикам, служащим;
  • способность организации связать воедино свои действия и представления.

Легче привести пример этичной организации, чем дать ее определение. Это происходит потому, что наше общество придает большее значение ощущениям, а не реальности. Поскольку ощущениями можно манипулировать, усиливая или ослабляя их, то на их основе мы можем лишь сказать о позиции организации по тому или иному частному вопросу. Однако известно, что из моральных соображений организация не в силах отказаться, несмотря на возможные материальные потери, от прочного (и часто неизменного) взгляда на добро и зло. Если же направление своей деятельности пытается корректировать неэтичная организация, то она начинает прибегать к самой разной тактике, и ее шаги не имеют между собой никакой логической связи. То на нее оказывает влияние общественное мнение, то результаты за квартал толкают ее в новом направлении, то решения ее "руководства" определяются текущим выбором целевой группы или маркетинговым исследованием.

С другой стороны, позиция этичной организации остается прежней, несмотря на давление рынка. Такая организация либо сама выберет направление развития рынка, либо погибнет, так и не поменяв свои взгляды. Означает ли это, что этичные организации служит усовершенствованию всего общества? Не всегда - иногда их взгляды на нравственный выбор могут расходиться с мнением большей части общества. Однако сутью этичной организации является честность - честность в отношениях с поставщиками, клиентами и служащими.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© Enterprise Reengineering

 

 

Реклама: