Letyshops

Маркетинговое консультирование. Предмет оптимизации

Гончарук В.А.
консультант по маркетингу и управлению
Продолжение.
Из книги "Маркетинговое консультирование"
Дилеры | Скидки

Важным вопросом оптимизации является отладка системы скидок и наценок, применяющейся предприятием. (Эффективные в прошлом системы имеют тенденцию сохраняться на предприятии и с изменением рыночной ситуации).

Наиболее часто применяются скидки:

  • от объемов;
  • от условий оплаты;
  • от ассортимента;
  • сезонные;
  • накопительные.

Скидки от объемов регулируют охват предприятием мелких и средних клиентов, служат для косвенного управления ценовой политикой дилеров, в той или иной мере способствуют сокращению расходов предприятия. Скидки от объемов не привязывают покупателя к предприятию, как единственному поставщику.

Скидки (наценки) от условий оплаты стимулируют оборачиваемость средств, служат для компенсации потерь от невозврата и задержки возврата средств, являются на сегодня единственной основой, на которой возможно сотрудничество предприятия с государственными оптовыми базами.

Скидки от ассортимента способствуют решению тактических задач предприятия, интенсивной распродаже излишков товарных запасов, преимущественному продвижению собственной продукции, по сравнению с покупной. При наличии в ассортименте товаров-индикаторов, по которым потребитель судит об уровне цен предприятия, дифференцированные скидки способствуют увеличению продаж.

Сезонные скидки служат целям сглаживания сезонности спроса, повышению ритмичности производства.

Накопительные скидки стимулируют долгосрочную "верность" покупателя предприятию.

Система скидок может включать одновременно все их виды. Например, для товаров А и Б (единица измерения - кг, цена - 20 тыс. руб.) может быть применена система:

    предоплата оплата
по факту
кредит
15 дней
кредит
30 дней
кредит
45 дней
10 кг товар А 19 тыс. руб. 20 тыс. руб. 21 тыс. руб. 23 тыс. руб. 25 тыс. руб.
  товар Б 19 тыс. руб. 20 тыс. руб. 21 тыс. руб. 22 тыс. руб. 24 тыс. руб.
100 кг товар А 18 тыс. руб. 19 тыс. руб. 20 тыс. руб. 22 тыс. руб. 24 тыс. руб.
  товар Б 17 тыс. руб. 18 тыс. руб. 19 тыс. руб. 20 тыс. руб. 22 тыс. руб.
1000 кг товар А 17 тыс. руб. 18 тыс. руб. 19 тыс. руб. 21 тыс. руб. 23 тыс. руб.
  товар Б 15 тыс. руб. 16 тыс. руб. 17 тыс. руб. 19 тыс. руб. 21 тыс. руб.

* В клетках таблицы указана цена товаров, взависимости от объема партии и условий платежа.

С мая по сентябрь - дополнительная скидка: товар А - 5%; товар Б - 10%

Превышение общего объема закупок по товару Б 100 млн. руб. - дополнительная скидка со всей суммы.

При разработке или проверке системы скидок учитываются следующие факторы:

  • цели и стратегии предприятия;
  • тактические задачи;
  • соотношение цен на товар и расходов на доставку для мелких, средних и крупных покупателей основных регионов;
  • реально сложившиеся цены в регионах;
  • ценовая политика конкурентов;
  • пропускная способность предприятия по обслуживанию покупателей;
  • оборачиваемость средств.

Консультантом проверяется также практика применения системы скидок, ее жесткость.

Огромное количество предприятий имеет "закрытую" систему, когда заказчику продается товар без скидки, а скидка предоставляется только по запросу, причем является предметом торговли. Агент или продавец в процессе переговоров с клиентом решают, предоставлять ли скидку, и какую. За этот метод часто выступают руководители сбыта, аргументируя, что он способен принести предприятию дополнительную прибыль через непредоставление скидок части клиентов, а также дает возможность агентам и продавцам делать "личные" одолжения покупателям, способствуя налаживанию более тесных связей.

Реально применение метода порождает и дополнительные проблемы:

  • Эффективная система скидок могла бы дать предприятию конкурентное преимущество, но в "закрытом" виде не дает. Можно предположить, что экономия на скидках клиентам заставляет некоторых из них обращаться к конкурентам предприятия.
  • Информация о скидках, полученных отдельными покупателями, так или иначе распространяется, и отнюдь не способствует улучшению имиджа предприятия.
  • Агент, распоряжаясь по своему усмотрению скидкой, оперирует суммой, многократно превышающей его вознаграждение. Это не способствует повышению его лояльности предприятию, и часто провоцирует на проведение сделок через конкурентов или предприятие-посредника.
  • Политика "закрытых" скидок вносит путаницу в отношения с дилерами, затрудняет учет, сама по себе часто является симптомом несбалансированного управления.

Отдельный вид скидок, широко применяющийся российскими предприятиями, - это скидка наличными покупателю от безналичной оплаты товара. Легализация метода проста: покупатели оформляются к продавцу по трудовому соглашению, как те же агенты, и официально получают комиссионные, не афишируя это на своем предприятии. Применение скидок наличными часто расценивается сбытом, как панацея, агентам рекомендуется акцентировать внимание на личной выгоде закупочного агента. Побочным эффектом данной практики реально является отказ части клиентов от покупки, поскольку предлагаемая скидка расценивается ими, как взятка за низкое качество продукции. Система "покупки" клиентов в принципе отличается от системы продажи товара, акцентирование внимания на первой реально тормозит вторую. Несколько утрированно это можно изобразить следующим образом: вместо объяснения, как товар удовлетворит потребность предприятия клиента, агент объясняет, как взятка удовлетворит потребности закупочного агента. Если агент при этом сам оформляет необходимые документы и лично передает покупателю скидку - злоупотребления практически неизбежны.

Жесткая система скидок, при которой агент или продавец вступает в договорные отношения с покупателем строго определенным образом, обычно способна учесть интересы обеих сторон в не меньшей степени, чем индивидуальная личная договоренность с агентом. Руководители сбыта, заявляющие, что установленные по скидкам рамки до предела ограничивают их возможность стимулирования покупателей (хотя сама система скидок выполняет эту функцию), обычно пренебрегают отслеживанием доставки товара покупателям, консультационной поддержкой клиентов и прочими мерами стимулирования. Реально даже сама заинтересованность в выявлении потребностей покупателей и желание помочь, в большей степени способствуют укреплению отношений, чем скидки наличными.

Продолжение в следующем выпуске.

Начало в выпусках: #53
Продолжение в выпусках: #55, #56, #57, #58, #59, #60, #61, #62
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: