Letyshops

Бухгалтерский учет в России

Экспертная группа газеты "Аудит сегодня"
Продолжение.
Регистры бухучета. Часть 3 | Часть 4 | Часть 5

Каждый вновь выходящий нормативный документ, будь он по налогам (от МНС РФ), по внебюджетным фондам (пенсионный, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, фонд социального страхования), по бухучету (Минфин), по порядку составления первичных документов (статистика), даже указы Президента и постановления Правительства по бухучету, выходит для того, чтобы внести новый или изменить действующий порядок бухучета в конкретном месте этого учета, т.е. в регистре или в нескольких регистрах.

Однако при этом все эти документы не ссылаются на конкретный показатель регистра учета, который они изменяют.

Ведь для того, чтобы они ссылались, надо:

  • во-первых - иметь, на что ссылаться (установленные формы регистров, регулярно обновляемые в соответствии с последним действующим балансом);
  • во-вторых, орган, регулирующий ведение бухгалтерского учета. Каждый год выходят сотни нормативных документов по бухучету - изменяющие, дополняющие, вводящие новые понятия; четкие и расплывчатые; по существу и без такового. Ни один из них не ссылается на конкретный показатель бухучета, который он как раз и изменяет. Да что показатель! Нет ссылок на нормативные документы.

Это безумие существует, а с введением несовершенных унифицированных форм Госкомстата (сейчас называется Агентством) и новых ПБУ Минфина набирает обороты. И поскольку никто из нас пока неспособен его изменить, надо его хотя бы регулировать.

Регулировать бухучет - задача Минфина (см. Положение о Минфине, пункт 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Минфин, как мы видим, этой задачи не выполняет. Поэтому все вновь выходящие документы сейчас вынужден отслеживать, анализировать сам бухгалтер, без какой-либо методологической направляющей, в одиночку, и самостоятельно делать вывод: имеют они отношение к конкретным показателям бухучета или нет? По большинству документов не могут сделать такого вывода даже профессора, а также руководители методологических отделов бухучета крупных фирм - настолько они расплывчаты и сумбурны.

В этом случае остается один выход - ничего не делать по этому документу, просто ждать. Авось родится от Минфина полноценный документ, более четко говорящий по существу вопроса. Как правило, этого не происходит, и многие вынуждены комментировать по своему - чтобы хоть как-то помочь, предлагают свое решение. Таких "повисающих" вопросов - большинство. И их рост увеличился. Например, по взаимоувязке налоговой и бухгалтерской отчетности - до сих пор нет нормативного документа, устанавливающего единый расчет показателей для составления справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли"?

В результате - чтобы поставить одну (!) цифру - в строку 1 Расчета налога от прибыли, нужно заполнить справку, в которой несколько десятков строк-показателей! В свою очередь, все эти несколько десятков строк-показателей не имеют единой формы расчета или единого порядка формирования и отражения в бухучете!

И всё это - по прямой халатности Департамента методологии бухучета и отчетности Минфина! А халатность, в свою очередь, из-за откровенного несовершенства законодательства по бухучету.

Например, вышел недавно новых перечень выплат, на который не начисляются взносы во внебюджетные фонды. Допустим, этот перечень по вышедшему документу сокращен, т.е. меньше категорий льготируется. Но это знает разработчик. В документе просто перечень. Казалось, бы, никакого отношения к бухучету не имеет. И, конечно, не вносит конкретные изменения в формирование регистра - допустим, счета 69 "Расчеты с внебюджетными фондами". Вышел этот документ и забыли о нем. Или потеряли. Или, если даже у вас справочная система "Консультант", "Гарант" или "Референт", он растворился во множестве других. Бухгалтер начисляет по-старому. А спустя год при проверке с организации снимут энную сумму недоплаты в фонд плюс санкции. Чья вина - бухгалтера?

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Аудит сегодня

 

 

Реклама: