Letyshops

Маркетинговое консультирование. Способы применения консультирования

Гончарук В.А.
консультант по маркетингу и управлению
Из книги "Маркетинговое консультирование"
Способы применения консультирования | Выполнение проекта консультантом | Разработка инструментария | Сопровождение | Консультирование

Сопровождение предусматривает периодическое участие консультанта во всех фазах проекта, кроме полевых исследований. Обычно сопровождение применяется после выполнения проекта консультантом. Например, разработка рекламной кампании может предусматривать последующее сопровождение: контроль результатов, коррекцию кампании. Оптимизация оргструктуры предусматривает сопровождение почти всегда.

Если консультант и участвует во внедрении новых технологий, то полная включенность ограничивается обычно коротким промежутком времени (1-3 месяца), тогда как внедрение может представлять собой длительный процесс. В этом случае сопровождение (один день в неделю, одна неделя в месяц или другой вариант) способствует эффективному внедрению изменений, адекватной корректировке. Для сопровождения также можно включить консультанта в штат предприятия. Выбор зависит от конкретной задачи: иногда удобно стимулировать процесс изменений постоянным контролем; введение консультанта в штат изменяет его статус и позволяет участвовать в процессе принятия решений с определенным правом голоса.

Иногда сопровождение предваряется консультированием. В этих случаях отслеживаются результаты проверки заказчиком сформулированных при консультировании гипотез, вносятся коррективы. Такое сопровождение обычно производится по методу "горячей линии": постоянно-периодическое присутствие консультанта на предприятии не предусматривается, его привлекают по мере накопления информации у заказчика.

Режим сопровождения, предусматривающий периодическую корректировку консультантом проекта, выполняемого заказчиком, обходится последнему в 4-6 раз дешевле, чем "полномасштабное" привлечение консультанта к проекту. Однако при этом теряется качество. Если рассматривать проектный способ применения консультирования как базу, снижение качества будет примерно следующим:

  • определение проблемы - на 10-50% (проблема определяется на основании минимума данных, часть из которых не перепроверяется, следовательно все факторы не могут быть учтены);
  • выработка концепции сбора информации - 10% (разработка концепции в любом случае проводится консультантом, снижение качества происходит из-за недостаточности данных о применимости методик предприятием);
  • полевые исследования - 10-50% (исследования проводятся предприятием, качество зависит от квалификации персонала);
  • анализ данных - 10-40% (анализ проводится консультантом, но его качество не самое высокое, так как снижена достоверность данных).
  • презентация - 0% (интерпретация данных и выработка рекомендаций производится консультантом).

Таким образом, при самом оптимистическом варианте уровень качества составит:

0,9 * 0,9 * 0,9 * 0,9 * 1 = 0,65, или 65% по сравнению с базовым.

При неблагоприятном раскладе:

0,5 * 0,9 * 0,6 * 0,6 * 1 = 0,16, или 16% по сравнению с базовым.

Эти цифры получены эмпирическим путем, на основании экспертных оценок нескольких консультантов, и не могут считаться научно обоснованными. Однако с практической точки зрения они дают достаточное представление о потере качества при использовании режима сопровождения, по сравнению с проектным способом консультирования. Дополнительный плюс при сопровождении - возможность обучать персонал предприятия при совместной с консультантом работе по проекту.

Режим сопровождения применяется обычно крупными предприятиями. На практике многие из них начинают использовать сопровождение для внедрения какого-либо проекта, выполненного консультантом, и в дальнейшем постоянно пользуются его услугами уже для решения других задач, не меняя выбранного режима.

<<предыдущая [1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: