Letyshops

Рейтинг консультантов (июль 2000): Спрос на стратегии

Ирина Шувалова, Дмитрий Гришанков
Консалтинг реальный и виртуальный | Потенциал роста

Возможно, это звучит диковато, но в нашей стране существуют два рынка консалтинговых услуг. Нет-нет, речь идет не о том, что есть, например, управленческие и юридические консультации и смешивать эти два вида услуг было бы ошибкой. Есть два практически не пересекающихся рынка одних и тех же услуг. Один - вполне реальный, его объем можно оценить в 200-300 млн. долларов. Второй - виртуальный, его масштабы почти на порядок больше - свыше 1 млрд. долларов. Однако обо всем по порядку.

Реальный консалтинг

Этот рынок достаточно очевиден. Компании осознают потребность в помощи, обращаются к соответствующим специалистам, а те за деньги, порой немалые, делятся своими знаниями и опытом.

Совокупная выручка от оказания консалтинговых услуг компаний, вошедших в наш рейтинг, в прошлом году составила около 90 млн. долларов. Почти половина этой суммы пришлась на лидера рейтинга PricewaterhouseCoopers. Кстати, остальные западные консультанты категорически отказались сообщить сведения о результатах своей деятельности, хотя вполне охотно делают это у себя "дома". (Вот они, двойные стандарты: клиентам прививают культуру информационной открытости, сами же открыты не больше, чем наш ВПК.)

По экспертным оценкам, выручка компаний, не вошедших в рейтинг, составляет от 100 до 200 млн. долларов (более 90% этих денег приходится на западные фирмы). Итого - 200-300 млн. долларов.

Виртуальный консалтинг

По данным Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), зарубежные поступления на российский консалтинговый рынок составили около 1,2 млрд. долларов. Это всякого рода помощь российской экономике, кредиты международных финансовых институтов и проч.

Рассмотрим реальный пример. ТАСIS в рамках программы технического содействия России выделяет несколько миллионов долларов на проект по развитию центров поддержки предприятий городов Северо-Запада России и Золотого кольца. Такими центрами являются частные консалтинговые фирмы, которые учреждаются физическими лицами, знающими рынок консультантов, например, по опыту работы в Российском центре приватизации. Благодаря такому подходу достигается независимость центров от государства - обязательное стандартное требование на консалтинговом рынке. Однако зависимости от самой международной организации избежать не удается. Эта маленькая деталь является ключевой для понимания всего механизма функционирования рынка консультантов.

Основная функция центров поддержки предприятий заключается в том, чтобы на деньги ТАСIS обеспечить предприятиям консультационную поддержку. Центры собирают заявки от предприятий, нуждающихся в консалтинге, и организуют тендеры для консультантов, эти услуги предоставляющих.

Поскольку выигравшие тендер консалтинговые компании финансируются из средств ТАСIS, не трудно догадаться, что по большей части победителями таких тендеров оказываются консалтинговые компании зарубежного происхождения. Заметим, что стоит западный консультант в среднем в семь раз дороже российского. Затраты на услуги таких консультантов не доставляют большой головной боли, когда деньги поступают в форме безвозмездных зарубежных грантов. Но совсем другое дело, когда речь идет о предоставлении кредитов, например Мирового банка, которые надо возвращать за счет российских налогоплательщиков.

Потери отечественной экономики в результате такой целенаправленной международной "помощи" по сравнению с кредитованием за счет внутренних отечественных ресурсов составляют порядка 30-50%.

А теперь самое занятное. С Запада к нам поступает около 1,2 млрд. долларов. Еще около 70 млн. долларов, по оценкам АКЭУ, платят за консалтинг российские предприятия из своих средств. А общая выручка российских и западных консультантов - 200-300 млн. долларов. Где же еще миллиард?

Берем на себя смелость утверждать, что он не пересекал российской границы. Эти деньги получают консалтинговые фирмы на Западе. Причем зачастую они даже не имеют представительств в России. То есть сами выделили деньги, сами же их и потратили.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© Эксперт РА

 

 

Реклама: