Letyshops

Рейтинг консультантов (июль 2000): Клиент пока не созрел

"Основная задача - формирование спроса" / "Мы движемся к цивилизованной модели бизнеса" | "Ситуация на рынке - благоприятная" /"Нужно укрупняться" | "Предприятия пока не готовы" / "Рынок еще не сформировался" | "Нужно определить границы профессии" / "Спрос будет расти"

Директор консультационного департамента "Росэкспертизы" Алексей Васильев:

Рынок консалтинговых услуг емкий и разносторонний, и было бы неправильно говорить, что он окончательно сформировался. Каждый день реальная ситуация в стране, изменения, происходящие в экономике, политике, социальной сфере, требуют адекватной реакции со стороны консультантов. Поэтому основную тенденцию развития рынка в ближайшее время можно определить так: рынок будет развиваться по различным направлениям в зависимости от складывающихся потребностей экономики.

Сегодня внимание предприятий все больше привлекают консультационные услуги в области корпоративных финансов, оценки бизнеса. Однако нужно отметить, что консалтинг в области организации управления предприятием, информационных технологий востребован, в основном, крупными компаниями. При этом мало охвачен услугами консультантов финансовый сектор (банки, страховые компании), так что в ближайшее время следует ожидать прорыва именно в этой сфере.

Другая перспективная область - оказание консультационных услуг государственным структурам и государственным предприятиям, которые раньше не были активными пользователями этих услуг. Наименее востребованными в данный момент являются услуги, связанные с организацией функционирования предприятия на микроуровне управленческих систем, существующих на предприятиях, то есть в сфере организации управленческого процесса на отдельном предприятии в отдельном структурном подразделении. Многие компании просто не готовы воспринять адресные консультационные услуги, поскольку они и сами еще не сформировали стратегию своего развития. Но в целом нельзя сказать, что развитию российского рынка консультационных услуг что-то мешает. Да, пока не все предприятия способны воспользоваться квалифицированными услугами консультантов, прежде всего потому, что нет понимания необходимости таких услуг. Что касается консультантов, имеются определенные проблемы, связанные с отсутствием опыта оказания тех или иных услуг клиентам, но это скорее проблемы отдельных фирм, чем рынка в целом.

Президент группы "ЦентрИнвест" Игорь Цуканов:

По нашему мнению, рынок консалтинговых услуг еще не сформировался. Хотя все отчетливее прослеживается его сегментация: появляются компании, которые специализируются на стратегическом, юридическом или IT-консалтинге. Среди услуг, востребованных на рынке, наибольшим спросом по-прежнему пользуется реструктуризация предприятий, операционный менеджмент, внедрение информационных технологий, а также оптимизация производственных расходов. Наши клиенты (в основном - молодые собственники крупных компаний) четко представляют, что им нужно, и стремятся получить максимум услуг за небольшие деньги. И здесь российские консалтинговые компании имеют явное преимущество перед иностранными, услуги которых, несмотря на имидж и богатый международный опыт, стоят очень дорого, при том что они не всегда способны разобраться в проблемах региональных предприятий. Отечественные же консультанты обладают глубоким знанием российской специфики, экономики и законов, поэтому предлагают порой более квалифицированную помощь.

При этом сегодня российские компании уже имеют и необходимый международный опыт. Например, консультанты группы "ЦентрИнвест" более восьми лет работают в тесном сотрудничестве с западными коллегами по проектам международных финансовых организаций, таких как ТАСИС и Мировой банк. Многие наши сотрудники закончили западные бизнес-школы и довольно успешно применяют приобретенные знания в проектах, адаптируя их к реалиям нашей экономики. Среди постоянных клиентов группы "ЦентрИнвест" - крупные нефтегазовые компании, промышленные предприятия различных отраслей, государственные органы и международные компании.

Что же касается основных проблем, препятствующих развитию отечественного рынка консалтинговых услуг, то, пожалуй, одна из них - это российский менталитет. Многие люди, особенно в регионах, считают, что консалтингом занимаются только те, кто больше ни на что не способен. А ведь я могу до бесконечности приводить примеры, когда именно работа консультантов помогла тому или иному предприятию выжить и занять свою нишу в российской экономике.

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Эксперт РА

 

 

Реклама: