Оценка бизнеса. Системный подход
|
Павловец В.В. |
Окончание. |
Системный подход в оценке бизнеса | Стоимость системы и стоимость элементов | Системный подход в оценке корпорации |
Оценка корпорации с позиций системного подхода строится аналогично оценке предприятия с учетом возможных состояний корпорации как системы. При таком подходе возможны следующие варианты:
Поскольку оценка стоимости корпорации основана на предположении о том или ином возможном состоянии корпорации, необходимо рассмотреть существующие варианты возможной продажи корпорации и сопоставить их с видами стоимости. Вариант продажи корпорации целиком (без нарушения системы). Соответствует обоснованной рыночной стоимости корпорации. Продажа или приобретение одного или нескольких элементов системы (предприятий) - сама система при этом не разрушается, а трансформируется. Соответствует обоснованной рыночной стоимости корпорации с учетом предполагаемых изменений. Продажа всех элементов системы (предприятий) с разрушением системы - ликвидация системы. Поскольку корпорация является системой второго уровня, то ликвидация корпоративных связей (уменьшение количества элементов до единицы) и является ликвидацией самой корпорации. Виды стоимости в применении к корпорации приобретают следующий смысл. Обоснованная рыночная стоимость корпорации - это стоимость всех элементов корпорации как независимых компаний плюс системный эффект второго уровня (корпоративный эффект), то есть сумма стоимостей предприятий как систем элементов плюс системный эффект второго уровня.
Ликвидационная стоимость корпорации равна стоимости корпоративного центра (материнской компании) как отдельного предприятия, при том что корпоративные связи уничтожены (акции и/или доли участия компаний членов корпорации проданы).
Оценка корпорации с позиций системного подхода требует определения двух видов стоимости корпорации: обоснованной рыночной стоимости и ликвидационной. Вид стоимости будет отражать два альтернативных способа использования корпорации с целью получения дохода: использование как действующей системы и реализацию элементов в качестве отдельных активов. Стоимости могут послужить для таких целей собственника, как обоснование цены купли-продажи и установление размера выручки при упорядоченной ликвидации. Сравнение стоимостей будет являться основной информацией при принятии решения о способе распоряжения собственностью. Полученные стоимости дают возможность рассчитать корпоративный эффект, отражающий качество работы системы. Определение корпоративного эффекта может стать дополнительным стимулом к проведению оценки корпорации и представлять отдельный интерес, не меньший чем стоимость, для собственника (-ов) корпорации. Дальнейшая интерпретация составляющих корпоративного эффекта позволит найти слабые звенья корпорации и оптимизировать ее структуру. |
Начало в выпусках: #110 | ||
![]() | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© Павловец В.В. |