Официальные итоги VIII Международного Конкурса Программного Обеспечения в Области Финансов и Бизнеса "Бизнес-Софт\'2001" (проводится с 1991 г.)
|
Дмитрий Артамонов, Николай Комлев, Дмитрий Соколов Конкурсу исполнилось 10 лет. Мы старались не устраивать специального праздника, хотя для российского рынка деловых программ это срок немалый. Разработчикам хорошо понятен смысл термина "жизненный цикл". Каждый раз, начиная подготовку к конкурсу, мы задумываемся: а не наступила ли завершающая фаза этого цикла? Главным индикатором мы считаем спрос со стороны разработчиков. Многие удивляются, что дата проведения конкурса не фиксирована. Дело в том, что конкурс начинается только на очередной волне спроса на него. Этот принцип синхронного движения с рынком позволяет надеяться, что жизненный цикл конкурса будет долгим. Конкурс как механизм находится в постоянном развитии. Можно отметить следующие новшества: - Появление новых классов программ. Мы постоянно расширяем и совершенствуем классификатор. Кроме того, растущий рынок сам преподносит нам новые разработки и идеи. Нам, как и разработчикам, все новинки уже через месяц-другой кажутся чем-то обычным. Посмотрим со стороны. Технологии, о которых недавно писали только в западной компьютерной прессе, сегодня буднично участвуют в конкурсе. Постепенно входят в обращение новые термины. OLAP, XML, Business Intelligence, DataWarehouse, нейросети, не говоря уже об Internet\\Intranet, - все это уже есть в конкурсе, есть в отечественных программах. Другой вопрос, захочет ли пресса приложить усилия для знакомства читателей с этими системами, когда намного проще публиковать переводы о западных системах или переписывать пресс-релизы известных российских фирм. - Новые формы участия в конкурсе и его проведения. Нам показалось интересным и полезным сотрудничество с Microsoft - совместное учреждение ряда номинаций в области новых технологий. Не менее интересно и другое новшество - раздел "Законченные эффективные проекты систем управления Предприятием/Корпорацией". В нем впервые рассматривались не программы, а завершенный проект целиком, оценивалась работа обеих сторон: Заказчика и Исполнителя. Принять участие в эксперименте решились всего две фирмы: "Никос-Софт" и "Кубикс". Важно, что они представили немосковских клиентов. В результате мы можем заявить о реальных эффективных проектах, о том уникальном опыте, который могут перенимать другие пользователи. Более того, именно такого рода проекты позволяют показать реальное преимущество российских программных продуктов в наших условиях. - Новшества во внутренней организации конкурса. Понимая растущую сложность экспертной работы при увеличении числа участников (особенно региональных), мы начали совершенствовать и развивать технологичность такой работы. Практика показала, что здесь нужно быть крайне осторожными. Разработчики видят в конкурсе нечто большее, чем маркетинговый инструмент с дипломом на выходе. Многим важно общение с мудрыми, опытными, близкими по духу, "своими" экспертами. Просто профессиональные специалисты, за счет которых мы хотели расширить круг экспертов, принимались с трудом. Нередко им ставили в вину даже их молодость. Нам кажется, что если бы по такому же счету 10 лет назад оценивались доктора экономических наук Чистов и Шуремов, то род экспертов прервался бы, не начавшись. Приятно отметить большую долю региональных участников. Какими бы могучими ни были компании "АйТи", "Галактика", "Гарант", "Парус", R-Style Software lab. и др., они не смогут охватить все разнообразие потребностей рынка. Среди "открытий" конкурса можно назвать уникальный коллектив высококлассных специалистов компании "Стерлинг Групп Прогноз" из Пермского университета, компанию "ИВС-Софт" из того же города. Профессионалов в области планирования - группу "Воронов и Максимов" (Санкт-Петербург), строителей Интернет-технологий - компанию "ГиперМетод" (Санкт-Петербург). Фирму "Петроглиф" из Петрозаводска, которая умеет создавать универсальные и при этом удивительно скорострельные программы, и многих других. Сегодня говорят о дефиците профессиональных кадров, опытных команд, перспективных идей и проектов. На самом деле, такого дефицита нет, просто искать нужно не только в Москве. Разработки, выполненные в Екатеринбурге, Новосибирске, Тольятти, Калининграде, Донецке, Рязани, Владивостоке и других городах, по многим параметрам превосходят столичные аналоги. Почему все эти замечательные программы мало известны на рынке? Региональная специфика сказывается не на качестве программ или количестве идей, а, прежде всего, на опыте ведения бизнеса. И дело тут не только и не столько в размере капитала. Типичный пример: никто из регионалов не выступил в классе методического обеспечения. На наш взгляд, написать внятную, логичную методику внедрения мог бы не только "Парус". Для этого не нужно очень много средств. Сегодня на рынке побеждают не программы, а индустриальные методы ведения бизнеса (технологичность сбыта, управление качеством обслуживания, эффективность работы с партнерской сетью, опыт лоббирования своих интересов и пр.). Приходится констатировать, что с организацией бизнеса и агрессивного маркетинга у региональных фирм дела обстоят неважно, как, впрочем, и у многих московских и питерских фирм. Конечно, на конкурсе рассматриваются в первую очередь программы. Но мы не можем не замечать контекста. В заключение еще несколько слов о рынке в целом. Индустрия разработки и продвижения делового ПО, возникнув без поддержки государства, одной из первых стала по настоящему конкурентоспособной, растущей, несмотря на экономические кризисы. В последнее время (на протяжении всех 5 месяцев конкурса) мы наблюдаем три интересные взаимосвязанные тенденции: 1. Государство заметило нашу индустрию информационных технологий как таковую. Это во многом напоминает гоголевского "Вия". "Поднимите мне веки", - раздается сегодня на всех уровнях власти. Когда веки поднимутся, наш рынок это почувствует. Мы хотели бы обратить этот взгляд в нужном направлении, и здесь нам необходима поддержка. 2. Выросшие фирмы-лидеры тоже заметили государство. Многие разработчики уже переросли по масштабам бизнеса все выставки и издания нашего рынка. Наступает время активизации лоббистской деятельности. Очень хочется пожелать им, чтобы, решая свои проблемы, они не навредили нечаянно всему рынку. 3. Наметился успех в продвижении на российском рынке западных разработок. И нам далеко не безразлично, смогут ли российские разработчики противостоять этому. Поздравляем участников с завершением конкурса. Благодарим всех, кто помогал в его проведении. Мы свою работу завершили, теперь - очередь за прессой. Продолжение в следующем выпуске. |
Начало в выпусках: #118 | ||
Продолжение в выпусках: #120, #121, #122, #123, #124 | ||
<<предыдущая | [1][2][3][4][5][6][7] | |
[вид для печати] | ||
© "Бизнес-Программы-Сервис" |