Letyshops

Особенности российского и западного менеджмента

Фирсов А.В., Фирсов Ю.Н.
Чему учат в школе | Менеджер или руководитель | Навыки презентации

В России любое образование (в том числе обучение менеджеров) предполагает приоритет теоретических знаний. Практика вторична. Считается, что теоретически подкованный менеджер всегда найдет выход в практической ситуации.

На Западе подход совершенно иной. Там технические знания не считаются обязательными для руководителя, даже если он управляет техническим отделом или производственным предприятием.

Основное качество менеджера - умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной.

Согласно западной теории управления, "технический специалист может попросить технической помощи без ущерба для своего авторитета, но он не может попросить других принять за него административное решение" (Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся! - М.:Фонд "За экономическую грамотность", 1992, с.8).

Также считается, что "менеджмент никогда не будет точной наукой. Для этого в нем слишком много внешних переменных" (там же, с 13).

В западных бизнес-школах большое внимание уделяют разбору практических случаев, так называемых кейсов ("case" - случай) - примеров, которые не имеют единственного правильного решения.

Каждый кейс разбирается в группах. Задача участников - найти решение сложной ситуации (всем вместе или поодиночке), рассказать о нем и объяснить, почему его можно считать оптимальным.

Как правило, в конце занятий все участники ставят оценки друг другу и преподавателю. В качестве домашнего задания студенты получают задание описать один или несколько кейсов из собственной практики.

При таком подходе менеджер учится анализировать нестандартную ситуацию и находить оптимальное решение. Он быстро мыслит, легко ориентируется в нестандартной обстановке и эффективно руководит компанией или отделом в условиях быстро меняющейся ситуации. Как правило, он не задерживается на фирме со сложившимся неторопливым методом работы и руководства.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Фирсов А.В.

 

 

Реклама: