Роджерс выделяет семь функций агента преобразований (Rogers, 1983): - Агент преобразований создает потребность в преобразованиях. Он помогает клиентам (работникам) осознать необходимость в изменении поведения. Чтобы инициировать процесс преобразований, агент подчеркивает важность существующих проблем, предлагает новые варианты решения и убеждает клиентов, что они смогут справиться с проблемами.
- Агент преобразований налаживает обмен информацией. Убедив клиентов в необходимости изменений, надо установить с ними тесный контакт. Основа такого контакта - доверие и знание потребностей клиента.
Агент должен дать клиентам понять, что, с одной стороны, он зависит от агентства преобразований (внешний консультант получает вознаграждение, внутренний ассистент - работник той же компании), с другой стороны, независим в своем профессиональном мнении. Агент преобразований ни в коем случае не должен позволять использовать себя для манипуляций с людьми. Ориентируясь на клиента, а не на инициатора, агент скорее установит тесный контакт и завоюет доверие. Прежде чем принять планы агента, клиент должен принять его самого как личность. Главный вопрос: "Можно ли ему доверять?" - Агент преобразований диагностирует проблемы клиента. Агент должен смотреть на ситуацию не со своей колокольни, а глазами клиента.
- Агент преобразований создает у клиента намерение реализовать изменения. Изучив альтернативные способы достижения цели, он стремится пробудить интерес к организационным инновациям. Однако смыслом преобразований должен быть клиент, а не реформы как таковые.
- Агент преобразований преобразует желание в действие. Формируя точку зрения клиентов, он старается подтолкнуть их к инновациям косвенно, через мнение лидеров. Это необходимо, так как для принятия решения очень важны личные связи и влияние со стороны равных по положению.
- Агент преобразований стабилизирует принятие инноваций и предотвращает срывы. Он оказывает клиентам моральную поддержку, которая особенно необходима на этапе реализации изменений.
- Агент преобразований обеспечивает длительность отношений. Его конечная цель - закрепить в системе клиента (или агентства преобразований) нужный тип поведения и устраниться, развить в клиенте самостоятельность, отучить его полагаться на других.
|