Преодоление сопротивления персонала при слияниях и поглощениях
|
Татьяна Андреева консультант Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" |
Количество, но не качество | Истоки сопротивления | "Что мы им сделали?" |
Что представляет собой сопротивление персонала интеграционному процессу при слияниях и поглощениях? Мы считаем, что это - частный случай реакции сотрудников на любые организационные изменения. Проанализируем результаты опроса, проведенного нами среди петербургских компаний после августовского кризиса 1998 года, заставившего все организации стремительно измениться ради выживания (Т. Андреева, "Управление персоналом как составляющая антикризисного управления компанией" // "Актуальные вопросы управления", СПбГУ, январь 2001). 80% респондентов заявили, что организационные изменения оказали значительное влияние на персонал и рабочую атмосферу в компании. 12% воздержались от ответа, а 8% сказали, что изменения на сотрудниках не отразились. В ответах упоминались следующие последствия:
Это далеко не исчерпывающий перечень возможных реакций персонала, которые препятствуют достижению целей реорганизации. При слияниях и поглощениях ситуация усугубляется тем, что в болезненный для организации и потенциально конфликтный процесс вовлекаются как минимум две значительные по размеру группы людей, каждую из которых объединяет общая история и опыт. Возникает ряд психологических эффектов групповой динамики. Новообразованная организация распадается на два враждующих лагеря, которые всеми силами пытаются сохранить свою групповую целостность и интерпретируют все происходящее в терминах "мы" против "них", "победитель" и "побежденный", "лучший" и "худший" и т. д. |
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |