Аренда квартиры. Взгляд бизнес-консультанта. (Часть 2)
В первой части мы рассмотрели все «прелести» риэлторских услуг по подбору квартиры для аренды. Становится понятно, что как бизнес модель получение прибыли от агентских услуг, риэлторские услуги в их текущем виде не выдерживают никакой критики. С точки зрения арендаторов сервис в данной области на текущий момент можно охарактеризовать как:
- дорогостоящий
- невысокого уровня,
- неудобный для потребителя (то есть арендатора, который платит за услуги риэлтора),
- ненадежный.
Но каким же должен быть действительно современный эффективный сервис в этой области?
1. Сервис должен быть информативным и точным. У квартиры есть масса параметров, все в совокупности и каждый отдельно влияют на интерес арендатора к квартире. Современный потребитель привык получать полную и достоверную информацию, давно прошли те времена когда приезжие готовы были снять первое попавшиеся приемлемое жилье в рамках своего бюджета. Современный потребитель выбирает наиболее лучший вариант из возможных, и на его выбор будут влиять разные детали, такие как например: высокоскоростной интернет, кабельное телевидение, наличие парковки у дома и т.п. Сервис должен представлять подробную и достоверную информацию по квартире. Такой информацией располагает собственник квартиры, но не риэлтор.
2. Сервис должен предоставлять возможность осмотра квартиры тогда, когда это удобно в первую очередь арендатору (он платит деньги) и возможно собственнику. Поскольку деньги в данной сделке получает собственник, то по логике он должен подстраиваться под пожелания арендатора. Риэлтор же лишь вносит неудобство для обеих сторон, навязывая свои условия по времени показа.
3. Сервис должен быть экономически выгодный как для арендатора, так и для собственника. Наличие риэлтора со 100% комиссией в сделке, фактически увеличивает стоимость аренды квартиры в годовом исчислении на 8%, что делает квартиру менее ликвидной в аренде для собственника и ведет к большему времени простоя пока она сдается, и становитя более дорогой для арендатора. Таким образом, арендатор переплачивает 8% от арендной ставки. Зачастую, чтобы получить клиента, риэлторы обещают собственнику сдать квартиру по заведомо высокой ставке аренды, что в совокупности с увеличенной за счет комиссии риэлтора общей суммой приводит к тому, что квартира не сдается. В итоге, собственник будет вынужден снизить цену аренды квартиры на те самые 8-10%, которые заложены в комиссии риэлтора. В результате квартира может сдаваться месяц-два, собственник в этом случае теряет до 30% от арендного дохода (учитываем понижение цены на 10% из-за комисcии риэлтера и 2 месяца простоя). Происходит парадоксальная ситуация (с точки зрения бизнес процессов) - покупатель переплачивает, а продавец теряет! Мы считаем, что экономически приемлемой для арендатора была бы комиссия в 10 тысяч рублей (вне зависимости от того какова ставка аренды, так как сдаются квартиры по рыночным ценам примерно с одной скоростью), но уж никак не 30-80 тысяч рублей за подобные услуги.
4. Сервис должен быть доступным в плане коммуникаций с собственником квартиры и различными способами - по телефону, СМС, текстовым сообщениям, так как зачастую риэлторы не берут трубку, не могут говорить, или просто не могут дозвониться до собственника (или говорят так?). Сервис должен предполагать возможность комфортно общаться с собственником в дневное время, дабы не тратить время на ожидание ответа от посредника, который может забыть, отложить на потом получение информации от собственника. При этом коммуникации должны быть управляемыми со стороны собственника и происходить тогда когда ему это удобно, общение должно быть с арендаторами, а не с риэлторами, которые могут просто надоесть своими звонками и предложениями услуг.
5. Немаловажный момент на наш взгляд - сервис должен быть устроен таким образом, чтобы собственник мог выбирать арендаторов которые ему наиболее хорошо подходят. Особенно это важно когда в квартире дорогой ремонт и бытовая техника. При участии риэлтора никакого отбора арендаторов на самом деле нет, так как риэлтор заинтересован сдать побыстрее (и быстрее других риэлторов), а собственникам далеко не все равно кто будет проживать в их квартире, причем чем дороже квартира, тем больше требований к арендатору.
Очевидно, что исходя из вышеописанного, качественный и современный сервис при участии риэлтора вряд ли возможен. Решением должен быть сервис, построенный на основе интернет сервиса и современных технологий. Такой сервис способен решить данные проблемы полностью и обеспечить наиболее эффективный и комфортный процесс поиска квартиры и арендаторов. За такими проектами будущее рынка аренды, на котором будут работать совершенно иные бизнес модели агентских услуг.
Очевидно, что исходя из вышеописанного, качественный и современный сервис при участии риэлтера просто невозможен. Сервис, построенный на основе интернет сервиса и современных технологий, способен решить данные проблемы полностью и обеспечить наиболее эффективный и комфортный процесс поиска квартиры и арендаторов. Описанные выше факторы были положены в основу сервиса аренды жилья без посредников. За такими проектами будущее рынка аренды, на котором будут работать совершенно иные бизнес модели агентских услуг.