Letyshops

Страх порядка (как не потерять преимущества личного энтузиазма при переходе к регулярному менеджменту)

Изменение традиций

Изменение традиций проводится с целью нейтрализовать вредные, расширить правильные, изменить содержание нейтральных и ввести в обиход новые модели поведения.

Самый простой способ – когда высшее руководство начинает демонстрировать правильные модели личным примером. Например, не подписывают даже срочный Договор, если на нём нет всех виз согласования, начинают приходить на работу вовремя, наводят порядок на рабочих столах или заполняют формы учета выполненных работ.

Следующий по сложности способ – создание корпоративных "легенд". Во многих крупных компаниях есть рассказы из серии "Ленин и часовой". Это когда Ленин забыл пропуск и часовой не пустил его в Смольный. Причем часового не расстреляли и не наказали, а даже наградили – порцией воблы. Специально выдумывать такие истории не стоит – они будут фальшивыми и им не поверят. Надо просто начать внимательно анализировать все случаи из жизни компании и те, которые содержат правильную, как сейчас принято говорить "знаковую" модель – поднимать на щит. То есть рассказывать о ней на каждом корпоративном углу, естественно слегка приукрасив и отбросив в ситуации все лишние для правильной модели детали.

Некоторые ситуации можно и создать искусственно, главное – они должны быть эффектными. Например, в одном из банков Председатель правления несколько дней подряд приезжал на работу в 8-10 и 40 минут здоровался со всеми сотрудниками, причем у тех, кто опоздал, спрашивал причину. Эффект от легенды есть до сих пор, хотя за прошедшее время сменились и сотрудники, и Председатель правления.

Ещё более эффективно прямое внедрение и поощрение правильных моделей. Например, если в компании были распространены модели индивидуалистичного поведения, а для достижения целей требуется большая групповая сплоченность и коллективная работа, то начать внедрение коллективных моделей можно с шахматного турнира. При условии, что сотрудники интересуются шахматам, а также что турнир закончится общим застольем.

Однако более эффективным методом изменения традиций в данном направлении будет публичная награда нескольких сотрудников за коллективную победу. Например, за привлечение нового крупного клиента одновременно и с шумом наградить сотрудников отдела маркетинга (нашли клиента), сотрудников отдела продаж (провели переговоры и заключили выгодный контракт), сотрудников отдела поставок (поддержали лицо компании и уложились в сроки сложной поставки).

Второй вариант является более сложным по реализации так как награждать надо за дело, следовательно перед награждением следует сначала создать возможность для совместной работы. Однако он более эффективен по изменению традиционного восприятия правильных моделей поведения.

Итак изменение традиций – это создание живых прецедентов с поощрением правильных моделей поведения или наказанием неправильных, а также завышение значения таких прецедентов за счет умеренной внутрифирменной рекламы. Например, использования примера в выступлениях на совещаниях, помещение рассказа о них в курс адаптации нового сотрудника. Очень сильный эффект воздействия оказывает упоминание о правильных моделях в имиджевых статьях о компании в центральной прессе. Особенно, если в своем интервью высший руководитель упоминает фамилии отличившихся сотрудников. Естественно, что реклама должна быть умеренной, так как перебор в данном деле вызывает обратный процесс отторжения модели.

Для изменения традиций возможен также метод применения "шокотерапии", т.е. публичного наказания за неадекватные модели поведения. Например, публичные процессы в 30-ые годы в СССР имели одной из целей изменение моделей поведения на уровне традиций и предшествовали драконовским законам "о колоске", "об опоздании", "о прикреплении к заводам". Данный метод может быть совмещен с изгнанием явно не подходящих к новым элементам КК лидеров. Однако при принятии решения об использовании метода шокотерапии всегда необходимо учитывать насколько сам метод сочетается с новыми элементами корпоративной культуры – действительно ли вы хотите построить "полицейскую организацию"?

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: