Letyshops

Страх порядка (как не потерять преимущества личного энтузиазма при переходе к регулярному менеджменту)

Изменение норм

Изменение норм предполагает в первую очередь работу с реальными лидерами компании, независимо от того являются они формальными или неформальными. Естественно, что предварительно реальные лидеры должны быть выявлены, например методом социометрии. О том как это делать знает каждый психолог, а методика очень проста и эффектна по результатам.

Реальный лидер – человек, который пользуется авторитетом у значительной части сотрудников компании. Оценки, которые лидеры дают поступкам сотрудников, служат основным фактором, поддерживающим модели поведения на уровне норм. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей лидеры могут не занимать официальных руководящих позиций (неформальные лидеры) или являться менеджерами компании (формальные лидеры). Методы работы с лидерами – это тема для большой книги, поэтому мы приведем только основные принципы.

Неформальные лидеры должны стать либо проводниками различных аспектов формируемой корпоративной культуры, либо лишиться лидерства. В качестве средств работы с ними можно использовать методы формирования у них мотивации по внедрению нужных моделей или методы их дискредитации в качестве лидеров. Формирование мотивации надо проводить в личных беседах с высшим руководством. Сам факт уважительной беседы уже хороший мотивирующий фактор, а если в ходе беседы ещё и высказать высокую оценку его авторитета в коллективе, сомнения в успешности изменений и попросить совета и помощи?
Привлечение на свою сторону неформальных лидеров очень повышает успешность изменений – лучше воспользоваться уже готовым авторитетом. Если же договориться не удалось есть много способов снижения этого самого авторитета в глазах у сотрудников. Например, перевод в другое подразделение, посылка на обучение или дискредитация. Дискредитацию нельзя путать с клеветой и распусканием слухов! Дискредитация или снижение авторитета в глазах окружающих более надежно осуществляется путем создания прецедентов, в которых лидеры проявляют свои "плохие" с точки зрения большинства сотрудников качества. Например, можно "помочь" ему завалить работу и подвести коллег под снижение заработка. А ещё можно назначить неформального лидера одним из менеджеров проекта по реорганизации компании, объяснив новые "правила игры": если вытянет – станет своим, не вытянет – начнет терять статус лидера.

Формальные лидеры (менеджеры компании) должны стать самыми активными проводниками новых элементов корпоративной культуры. Основное внимание во внедрении новых элементов должно быть уделено изменению поведения менеджеров. Для этого менеджеров всех уровней необходимо: во-первых, привлекать к разработке новых элементов, во-вторых, объяснять им новые правила и нормы максимально подробно, в-третьих, менять их типовые модели поведения путем проведения специальных тренингов отношений или бесед, наконец, проводить для них тренинг менеджерских навыков. Хорошее владение основными навыками управления всегда повышает авторитет человека и делает его реальным лидером в коллективе.

Основная часть работы с сотрудниками по изменению норм поведения проводится их непосредственными руководителями (линейными менеджерами и менеджерами среднего звена). Главное, чтобы менеджеры хотели и умели давать постоянную обратную связь подчиненным. Однако при изменении корпоративной культуры целесообразно проводить тренинги специальных навыков, по тем моделям, которые внедряются в настоящее время. Например, приема заказов, размещения товаров на складе, проведения совещаний, планирования и т.п.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: