Letyshops

Три лика управления риском

Джоэн Саммер

Начало в выпусках: #116

Business Finance, Декабрь 2000, Стр. 31

Выявление риска

Основная задача ERM - добиться, чтобы компания могла выявить риски, которые представляют наибольшую угрозу для ее долгосрочного роста и успеха, оценить эти риски и принять меры по их уменьшению или управлению ими. "Цель ERM - обеспечить непрерывность деятельности компании, - говорит Родман. - Все ли возможное сделала фирма, чтобы и дальше существовать и развиваться, достигая целей даже в случае убытков?"

В некоторых организациях ERM дает неожиданные результаты. Один производитель электроники например, обнаружил, что очень важный для его основного продукта компонент покупается у немецкой компании, которая производит его только на одном из своих заводов.

"Оценив этот риск, компания поняла, что если завод прекратит производство, ей грозит не меньше 6 месяцев простоя", - говорит Родман. Решить проблему в короткие сроки помогло страхование потерь на случай прекращения поставок. В то же время компания начала поиск альтернативного поставщика.

Расстановка приоритетов

Существует более 50 видов риска, но команда ERM должна расставить приоритеты и сосредоточиться на 5-10 наиболее значимых. Именно так поступили в United Grain Growers (UGG). Агрофирма создала команду из 20 человек, куда вошли: финансовый директор, директора всех производственных подразделений, менеджер по аудиту, менеджер по маркетингу, представители казначейства и управления риском.

Группа выявила 47 основных видов риска. Осознав, что охватить их все нереально, команда расставила приоритеты и сосредоточилась на шести наиболее важных рисках, поскольку именно с таким количеством она могла справиться при имеющихся ресурсах.

"Обошлось без неожиданностей, - говорит Майк МакАндлесс (Mike McAndless), управляющий корпоративным риском UGG. - В большинстве случаев ситуация с риском оказалась примерно такой, как мы ожидали, а иногда даже лучше".

Управление риском

Выявив основные риски, компания должна их оценить. Оценка помогает решить, что делать с риском: управлять, предотвращать, финансировать или избегать. Для оценки нужны полные данные о прошлом опыте компании, связанном с этим риском.

К сожалению, у многих предприятий таких данных нет, а если и есть, то они неполны и труднодоступны. "Хотя UGG существует уже почти сто лет и почти за все эти годы имеет сведения, нужные для оценки риска базы товарных цен, эти данные было трудно использовать, так как они не введены в компьютер", - говорит МакАндлесс.

Выявив и упорядочив информацию, компания может построить модель, описывающую вероятность и последствия убытков от риска.

Решая, нужно ли страховать риск, компании обычно смотрят, что предлагает рынок страхования. Они выбирают из существующих полисов, сопоставляя варианты страховки с рисками, а не наоборот. В ряде случаев компании вместе со страховщиками могут находить индивидуальные страховые решения. UGG и ее агент создали уникальный полис, покрывающий основной риск компании (объем зерна), что уменьшило нестабильность доходов.

Обратившись к страхованию, организации должны мыслить перспективно. "Имеет смысл заключать договоры не меньше чем на три года и работать только с первоклассными страховыми компаниями", - говорит Бугалла из Willis. Некоторые специализированные страховые продукты считаются деривативами и не облагаются налогом. "Важно структурировать эти продукты так, чтобы они выглядели как страховые и налогом не облагались", - советует Бугалла.

Некоторые виды риска не подлежат страхованию (например, связанные с торговой маркой или репутацией компании). Для управления таким риском надо назначить ответственного, выделить ресурсы, создать план аварийных действий.

Ключ к успеху ERM

Управление риском предприятия (ERM) - процесс индивидуальный для каждой компании, но есть и общие ключи к успеху:

  • Четко представлять цель и желаемый результат. "Итоги ERM должны быть ощутимы", - говорит Рэнди Норнз (Randy Nornes), управленческий директор группы по ERM Aon Corp. Например, компания может использовать информацию, собранную при выявлении рисков, для создания более эффективной структуры финансирования риска.
  • Обеспечить поддержку высшего руководства. Для успеха ERM нужна помощь совета и администрации. Многими рисками можно управлять только на этом уровне.
  • Расставить приоритеты. Не все риски одинаково важны. Надо направлять усилия на те из них, которые способны наиболее сильно влиять на финансовое здоровье и жизнеспособность компании.
  • Создать правила. Команда по управлению риском United Grain Growers установила правило, по которому весь персонал должен следовать одному процессу управления риском. "Дело не только в страховании - надо определить финансовые характеристики риска", - говорит Майк МакАндлесс, управляющий корпоративным риском.
  • Сделать ERM непрерывным процессом. Новые опасности возникают постоянно, поэтому компания должна встроить ERM в производственный цикл. В UGG Комитет по управлению риском проводит квартальные совещания по изучению производственных рисков, традиционных рисков и рисков, возникающих в результате специальных проектов.

 

 

Реклама: