Letyshops

Технология производства и нововведения в организациях

Цели

В этом блоке рассматривается применение технологии в организациях и процесс модернизации. После изучения этого блока Вы сможете:

  • разъяснить характер технологии производства и привести некоторые примеры технологии производства и обслуживания;
  • перечислить характеристики творческих работников и этапы творческого процесса;
  • описать процесс и формы модернизации;
  • назвать причины, по которым организация не смогла ввести новшества и объяснить, как организации могут стимулировать модернизацию;
  • перечислить, что может препятствовать изменениям.

Сущность и формы технологии

Мы можем определить технологию как ряд процессов и систем, используемых организацией для превращения ресурсов в товары и услуги. Технология является формой контроля. Организации должны быть в курсе передовой технологии, чтобы иметь возможность использовать новейшие и наиболее эффективные методы операций. Мы можем разделить технологию производства на три типа: автоматизация, компьютеризация и робототехника. Мы рассмотрим каждый из них в свою очередь.

Автоматизация

Ее можно определить как организацию работ таким образом, чтобы они могли полностью или почти полностью выполняться машинами. Автоматизация основывается на обратной связи, датчиках информации и механизме контроля.

  • Обратная связь является потоком информации, идущим от машины обратно к датчику.
  • Датчики являются частями системы, которые осуществляют сбор информации и ее сопоставление с некоторыми предварительно установленными стандартами.
  • Контрольное устройство подает команды автоматизированной системе.
Компьютеры и производство

Компьютеризация производства в последнее время стала весьма распространенным явлением, и в настоящее время существуют четыре варианта применения компьютерной технологии в производстве:

  • Автоматизированное проектирование (CAD): Подразумевает использование компьютеров для проектирования деталей и изделий, что повышает коэффициент полезного действия, так как дает возможность избежать создания прототипов.
  • Автоматизированное производство (CAM): Подразумевает использование компьютеров для планирования и контроля производственного процесса. Особенно полезно в том случае, если изделие или детали заказывают часто, так как компьютер может обеспечить лучший контроль за заказом, получением, сборкой и структурой изделий.
  • Интегрированное автоматизированное производство (CIM): Подразумевает объединение CAD и CAM, где компьютер, контролирующий производство, получает информацию от проектирующего компьютера и обеспечивает надлежащие установки на станках, когда возникнет необходимость начать производство. Вся деятельность по проектированию, проверке и производству контролируется компьютером.
    С помощью компьютера разрабатывают схему размещения оборудования и режим его работы, повышая комплексность и гибкость планирования.
  • Гибкие производственные системы (FMS): В данном случае роботизированные рабочие блоки, рабочие станции, сборочные линии, робокары или другие формы контролируемых компьютерами транспортных систем по мере надобности перемещают материалы из одной части системы в другую.
Робототехника

Роботом называется аппарат, способный выполнять работу опосредованно вместо человека. Робототехника имеет отношение к науке и технике конструирования, обслуживания и использования роботов. Использование роботов постоянно увеличивается, начиная с 1980 года, и будет увеличиваться и дальше по мере того, как все больше и больше компаний осознают их преимущества. В настоящее время существует тенденция к использованию малых роботов, которые быстрее, мощнее и разумнее, почему они и нашли широкое применение в сфере обслуживания. Примерами отраслей, которые используют роботов, служат автомобилестроение, аэрокосмическое производство и связь.

Задание

Какие, по-вашему, два основных недостатка современных достижений в технологии производства?

Вы могли перечислить некоторые из следующих недостатков:

  • Эти системы очень сложны и не всегда надежны.
  • Интегрированное автоматизированное производство чрезвычайно дорого, и поэтому оно смещает точку равновесия доходов и расходов для фирм, применяющих его.
  • Чтобы иметь возможность работать с данными системами, организации должны быть способны работать при высоких уровнях производства и продаж.
  • Организация, переходящая к любой из этих систем, требует фундаментальных структурных изменений, а также изменений в рабочей силе, что часто вызывает сопротивление.
  • Технология с элементами робототехники может быть негибкой, потому что она разработана и запрограммирована для конкретных задач. Любые изменения в задачах или процедурах сборки могут потребовать полного перепрограммирования робота или его замены.
  • Установка роботов может быть очень дорогостоящей, возможны также значительные расходы, связанные с их эксплуатацией.

До настоящего времени мы рассматривали производственную технологию. Однако имеются значительные достижения и в технологии обслуживания. Примеры применения автоматов в области обслуживания включают:

  • автоматизированные банкоматы и дебетовые карточки, упрощающие доступ к счетам;
  • использование компьютеров для размещения заказов без контакта с бюро регистрации;
  • использование таких типов технологий, как накопители на жестких дисках для электронного хранения и выдачи информации по книгам, научным журналам, докладам и т.п.;
  • использование новых форм сервисной технологии в здравоохранении для работы с историями болезни пациентов, отправки машин скорой помощи и т.п.

Подобные изменения в технологии производства и обслуживания представляют фундаментальные новшества в любой организации. Важнейшей частью процесса модернизации является творчество.

Процесс творчества

Мы можем определить творчество как способность человека выдавать новые идеи или находить новые области приложения существующих идей. Организациям необходим соответствующий приток творческих работников. Однако в данном случае есть ряд ключевых вопросов: Как люди становятся творческими личностями? Как идет творческий процесс? Сойер, Вудман и Гриффин (1992) считают, что творческие личности можно описать с точки зрения базовой подготовки, личных качеств и способностей к познанию.

  • Базовая подготовка: Представляет собой все те события, которые человек пережил в детстве и зрелости. Существуют данные исследований, говорящие о том, что много творческих индивидуумов жили в среде, где творчество ценилось.
  • Личные качества: К личным качествам многих творческих людей можно отнести: тягу к сложному, широкий круг интересов, энергичность, независимость, автономность, уверенность в себе и вера в то, что он/она творческая личность.
  • Способность к познанию: Можно определить как индивидуальную способность к осмыслению, эффективному анализу ситуаций и информации. Творчество связано с высокой степенью осмысления, со способностью дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление определяется как умение видеть разницу между ситуациями, феноменами или событиями. Конвергентное мышление - навык, позволяющий индивидуумам видеть схожее в ситуациях, явлениях и т.п.

Индивидуальная творческая деятельность проходит через несколько стадий. Гриффин (1992) полагает, что таких стадий четыре: подготовка, вызревание, озарение, проверка.

Задание

Какие виды деятельности, по вашему мнению, будут осуществляться на каждой стадии творчества, по Гриффину?

  • Подготовка
  • Вызревание
  • Озарение
  • Проверка

Подготовка

В основном состоит из периода образования и формальной подготовки. Формальное образование может быть эффективным путем для подъема индивидуумов на ноги, их разгона и начала творческих шагов. В то же время опыт, полученный на работе после приобретения формального образования, также полезен для творческого процесса. Мы к тому же должны помнить, что процесс обучения и подготовки реально никогда не кончается.

Вызревание

Может быть описано как период интенсивной концентрации, в ходе которого творческий индивидуум вынашивает и развивает приобретенные во время подготовки знания и идеи. Этому процессу можно содействовать за счет концентрации рационального мышления.

Озарение

Это спонтанный прорыв, в котором творческий индивидуум достигает нового понимания проблемы или ситуации. Представляет собой объединение разрозненных мыслей и идей, которые индивидуум вынашивал в процессе поиска решения проблемы. Может происходить внезапно или развиваться медленно в течение какого-то времени. Процесс может стимулироваться внешними или внутренними событиями.

Проверка

Это процесс, в ходе которого выясняется, насколько озарение реалистично и содержательно. Он может включать научные эксперименты, разработку опытного образца продукта или услуги или проверку рынком.

Модернизация в организациях

Модернизация, которая в организациях часто принимает множество форм, может быть объединена в три большие категории:

Радикальная/постепенная модернизация: Радикальная модернизация представляет собой новые продукты или технологии, которые полностью заменяют существующие в данной отрасли продукты или технологии. Примером может служить компакт-диск. Постепенной модернизацией являются новые продукты или процессы, которые модифицируют существующие продукты или технологии. Радикальная модернизация фундаментально меняет характер конкуренции, в то время как постепенная не меняет конкурентную ситуацию в целом.

Технологическая/управленческая модернизация: Технологическая модернизация - это изменения в физическом виде продукта или услуги, эффективности производственного процесса, например, замена транзистора интегральной схемой, а интегральной схемы - микросхемой. Управленческая модернизация -это изменения в процессе управления движением продуктов и услуг, которые задумываются, разрабатываются и представляются покупателям. Примером может служить управление качеством и т.п.

Модернизация продукта/процесса: Модернизация продукта - это изменения в физических характеристиках или эффективности существующих продуктов или услуг, или создание новых. Модернизация процесса - это изменения порядка производства, создания и распространения продуктов и услуг. Примеры включают роботизацию.

Рис. 29.1 Влияние модернизации продукта и процесса на экономическую отдачу.
Источник: Griffin, R (1992), Management, Houghton Mifflin, Boston.

Рис. 29.1 иллюстрирует, как модернизация продукта и процесса влияет на экономическую отдачу. Уровень отдачи явно зависит от стадии процесса модернизации. В ходе разработки, внедрения, выведения на рынок модернизация продукта необходима, так как влияет на эффективность организации. Позже организация должна усовершенствовать процесс для поддержания экономической отдачи.

Процесс обновления

Процесс обновления во многих вопросах схож с индивидуальным творческим процессом, который мы описывали ранее. Он состоит из разработки, внедрения и выведения на рынок.

  • Разработка: Большинство идей, возникающих в ходе индивидуального творческого процесса не готовы для трансформации в новые продукты или услуги. Они требуют разработки, которая состоит из оценки организацией, модификации и усовершенствования в творческой области. Разработка начинается после того как творческая идея подтверждена и когда создан опытный образец продукта.
  • Внедрение: Эта стадия состоит из принятия организацией разработанной идеи и использования ее в проектировании, производстве или поставке новых продуктов, услуг и т.п. Теперь идея - это материальный товар или услуга.
  • Выведение на рынок: Это стадия, на которой организация представляет новый продукт или услугу на рынке. Ключевым вопросом, требующим решения является: пожелают ли покупатели приобрести новый продукт или услугу? Многие продукты или услуги терпят крах на этапе выведения на рынок в процессе обновления.

Оставшиеся стадии отражают жизненный цикл продукта, который мы описали ранее.

Стимулирование обновления в организациях

Существует много методов, с помощью которых организации могут осуществлять обновление. Неудача здесь может стоить очень дорого.

Задание

Приведите хотя бы одну причину, по которой, как Вы считаете, организация не может вводить новшества.

Вы могли упомянуть, как минимум, три причины.

  • Внедрение стратегии обновления может стоить дорого с точки зрения финансовых ресурсов, времени и энергии. Если у организации недостаточно средств для финансирования программы обновления или отсутствуют соответствующие трудовые ресурсы, она может отстать в этом вопросе.
  • Возможны неудачи в распознавании возможностей. Если организации не в состоянии распознавать и оценивать возможности, они могут проявлять чрезмерную осторожность и не инвестировать в идеи, которые впоследствии могут принести большую пользу другим компаниям.
  • Многие организации имеют тенденцию сопротивляться переменам. Обновление значит отказ от старых продуктов и старых методов в пользу новых. Сопротивление переменам тормозит процесс обновления.

Однако организации вполне могут активно способствовать процессу обновления. Существует, как минимум, три стратегии, которые они могут применить - система поощрений, предприимчивость и культура организации.

Система поощрений

Организации используют поощрения для стимулирования или подавления определенных действий служащих. Поощрение может стимулировать творчество и внедрение новшеств путем предоставления финансовых и нефинансовых льгот отдельным сотрудникам или группам людей, которые непосредственно предлагают новые идеи. Если служащие видят, что новые идеи поощряются, они, скорее всего, будут подходить к своей работе творчески. Также важно для организации избегать взысканий, если творческий подход не привел к высшей степени удачным результатам.

Предприимчивость

Предприимчивость помогает организации обновляться. Мы можем определить это как процесс, в котором индивидуумы или группы разрабатывают новый продукт или новое направление в рамках более крупной организации. При этом необходимо наличие сотрудников, способных выполнять определенные роли.

  • Изобретатель: Непосредственно вынашивает и развивает новую идею, продукт или услугу путем творческого процесса. У него могут быть опыт/мотивы для дальнейшего развития идеи.
  • Сторонник продукта: Это обычно управляющий среднего звена, который знает о проекте и занимается его осуществлением. Он или она помогает преодолеть сопротивление организации и убеждает других серьезно воспринять обновление. Сторонники продукта хорошо осведомлены о том, как работает организация.
  • Спонсор: Это управляющий высшего уровня, который утверждает и поддерживает проект. Он найдет фонды, необходимые для разработки идеи, и преодолеет сопротивление осуществлению проекта. Он или она использует политику организации и найдет спонсора, обеспечивая таким образом поддержку и наилучшие условия для развития идеи изобретателя.
Культура организации

Развитая, правильно сориентированная культура может поддержать творческую и новаторскую деятельность. Правильно направляемая культура предполагает высокую оценку обновления и его поощрение, а также не только правильное отношение к неудачам, но и ожидание таковых. Новаторские культуры ценят индивидуальное творчество, готовность рисковать и изобретательность.

Перемены в организации

Перемены в организации могут представлять из себя сложный процесс.

Задание

Что, как Вы полагаете, является основными внутренними и внешними препятствиями переменам? Постарайтесь перечислить 4-5 препятствий.

Основные внутренние и внешние препятствия, на которые наталкивается организация, следующие:

  • Смена ориентации: Многие организации относятся к переменам отрицательно. Исследования показывают, что много британских и ирландских компаний уделяют слишком много внимания мелким постепенным изменениям в продуктах или процессах и недостаточно занимаются разработкой и внедрением новых идей и больших перемен. Особенно остро проблема стоит в зрелых отраслях производства, где изменения в обстановке редки. Нет потребности в переменах. Для внедрения новшеств организация должна обладать культурой, которая приветствует творчество и перемены. Слишком мало организаций способны на это. У сотрудников в данном случае слишком мало стимулов продвигать новые идеи вперед.
  • Структура организации: Традиционная иерархическая структура, разделенная по функциональным линиям, до сих пор остается доминирующей. Хотя такой тип структуры имеет множество преимуществ при управлении зрелым стабильным предприятием, он не позволяет эффективно справляться с изменениями.

Функциональная специализация создает тенденцию к замораживанию внутрифирменных связей. Поэтому поток информации движется преимущественно вверх и вниз по иерархической структуре, а межфункциональные связи имеют тенденцию присутствовать только на верхнем уровне. Если организация вносит изменения в форму новых продуктов и внедряется на новые рынки, то жесткая система организации может оказаться недостаточно гибкой для восприятия этого движения от традиционных областей продукта/рынка. Если компания приняла функциональную структуру, это может помешать в случае диверсификации.

Изменения в организации требуют гибкости в организационном построении, межфункциональной интеграции, а не специализации, и высокой развитости связей в пределах компании. Матричная структура часто, но не всегда, представляется нам лучшим вариантом для того, чтобы справиться с обновлением.

  • Люди: Люди в организации могут сопротивляться изменению. Индивидуумы могут бояться перемен, так как они подрывают их безопасность и изменяют их трудовую жизнь. Перемены могут плодить сомнения по поводу сокращения штатов, утери профессиональных качеств, стажа, утери власти, а также неуверенность в своих способностях овладеть новыми задачами и навыками. Нежелание признавать эти потенциальные страхи, неспособность справиться с ними могут привести к сопротивлению служащих. Чтобы быть успешными, организационные перемены должны быть приняты людьми, на которых они будут влиять.
  • Недостаток руководства и приверженности высшего управленческого состава: Управляющие могут быть не в курсе происходящих перемен и недостаточно понимать все проблемы и сложности, с которыми сталкиваешься, когда проходишь этот период. Особенно важно, чтобы высшее руководство было привержено происходящему изменению и смогло создать прочную структуру и обеспечило четкое руководство на пути вперед.
  • Неспособность поощрять или улавливать новые идеи: Идеи исходят с различных уровней иерархии и из различных подразделений. Творческие люди, выдвигая свои идеи, могут сталкиваться с препятствиями, если корпоративная культура не приветствует изменения. Новые идеи могут никогда не дойти до того, кто может их воплотить.
    Так как многие организации не смогли довести до служащих их цели, задачи, корпоративную стратегию, люди могут не знать, что выдвинутая ими идея может быть удачно развита другой частью организации. Идея может не пойти дальше ее творца. Идея потенциальной ценности может быть утеряна.
  • Система контроля: Процесс контроля часто сдерживается механизмом контроля и формальными процедурами, введенными высшим руководством. Если они слишком жестки, то могут ограничивать творчество и новаторство. Например, в одной организации для оценки и принятия технологических изменений был создан центральный комитет. Те, кто стремится к переменам, восприняли это как внутренний барьер.
  • Стоимость: Проведение изменений может быть дорогостоящим. Необходимо время для разработки, внедрения и "доводки" нововведений или организационных изменений. Может пройти много времени до того момента, когда организация получит связанную с ними отдачу.
  • Риск: Любые перемены подразумевают неопределенность и риск. Чем масштабнее изменение, чем более ново оно, тем больше соответственный уровень связанного с ним риска.
Задание

Приведите три причины, почему вероятность связанного с проектом риска может удерживать людей предлагать и осуществлять перемены.

  • Индивидуумы по-разному относятся к риску. Некоторые выигрывают от него, другие избегают проектов, связанных с риском неудачи. Риску подвергаются не только компании, но и управляющий, предлагающий и внедряющий новшества.
  • Многие организации поощряют отрицательное отношение к риску самими методами работы и способами измерения индивидуальных показателей
  • Любой управляющий, отстаивающий обновление, должен быть уверен, что организация поддержит его в случае провала.
  • Если продвижение по службе связано с отсутствием ошибок больше, чем с изобретательностью и активностью сотрудника, то отдельным управляющим нет смысла подвергать себя лично риску, связанному с внедрением изменения.

Синдром "изобретено не здесь": Идеи могут отклоняться попросту потому, что они возникли вне подразделения или организации. Феномен "изобретено не здесь" является чрезвычайно распространенным инерционным отношением к практике обновления.

Кто обладает опытом: Внешним препятствием изменению может оказаться вопрос, кто обладает знаниями и опытом, необходимыми для проведения изменений. Процесс обновления должен начинаться с приобретения технических знаний и навыков, необходимых для ведения изобретательской и новаторской деятельности. Большая часть опыта, как правило, накоплена вне организации, в других компаниях, исследовательских институтах и университетах. Организации могут столкнуться с проблемами оценки этой информации, и это может ограничить или сдержать процесс разработки.

Отсутствие подходящего партнера для совместного предприятия: Ранее мы обсудили затраты, связанные с обновлением и изменением. Организации могут посчитать эти расходы на разработку сдерживающими и постараются найти партнера, который разделит затраты. Подобные организации предпочитают создавать совместные предприятия и сотрудничать друг с другом в процессе обновления. Отсутствие подходящего партнера может сдерживать реализацию планов развития организации.

Интересно заметить, что исследования, проведенные в Японии, показали, что факторы, препятствующие переменам в Великобритании и Ирландии, в Японии либо отсутствуют, либо менее остры.

Задание

Исходя из вашего собственного опыта, приведите пример хотя бы одного препятствия переменам. Затем укажите возможные пути их преодоления.

Препятствия переменам могут включать некоторые или все описанные выше (ориентация на изменения, структура организации, люди, недостатки руководства и отсутствие приверженности со стороны высшего управленческого состава, неспособность организации поощрять или воспринимать новые идеи, системы контроля, стоимость, риск, опыт, отсутствие подходящего партнера для совместного предприятия).

Вероятно, что при упоминании путей преодоления этих барьеров Вы отметите следующие аспекты:

  • Внедрить культуру перемен, которая поощряет новаторство и приветствует изменения. Высшее руководство демонстрирует приверженность изменениям и поддержку тем, кто готов принять риск руководства в новаторских, но неопределенных проектах. Руководство также согласно нести расходы, связанные с переменами.
  • Разработать в организации гибкую и адаптивную систему, которая будет способна отвечать потребностям по мере их появления. Обеспечить быстрое внедрение новых идей.
  • Развивать в предприятии опыт и укреплять связи с организациями, работающими в тех же областях.

Контрольное задание

Используя в качестве примера вашу организацию, подготовьте тезисы короткого доклада, обосновав следующее.

(а) необходимость к обновлению в организации

(b) причины невозможности обновления

(c) пути поощрения обновления в организации.

Ссылки:

Griffin, R W (1992), Management, 4th Edition, Houghton Mifflin, Boston

Sawyer, J, Woodman, R & Griffin, R (1992), Organisation Creativity: A Proposal for Research on Creativity in Complex Organisation Systems, Unpublished

Ответы на контрольное задание

Ваш доклад может иметь следующие пункты:

(a) В сложной/динамичной обстановке обновление необходимо для выживания организации. Оно может способствовать разработке новых сегментов рынка и помочь организациям выйти вперед в конкурентной борьбе.

(b) Организации могут потерпеть неудачу в обновлении по множеству причин, включая недостаток ресурсов, тенденции сопротивления изменениям и неспособность признать преимущества обновления.

(c) Обновление можно поощрять творческим применением системы вознаграждений, развитием культуры новаторства и стимулированием предприимчивости.

Модуль 9 - Резюме

В модуле 9 мы рассмотрели целый ряд важных систем, которые облегчают реализацию стратегии. Мы показали, как всеобъемлющее управление качеством помогает достигать стратегических целей. Мы определили несколько его важнейших элементов, выделив главные: привлечение служащих к активному участию, приверженность и руководство, образование и подготовка, планирование и организация, изменение культуры, поощрение высоких показателей. Мы также изучили своевременное производство и определили его влияние на деятельность финансовой службы компании. Конкретные пункты, которые мы осветили, включали следующие: отсутствие необходимости проводить внутреннее отслеживание незавершенного производства, сосредоточиваться на прямых накладных расходах, что в свою очередь ведет к отсутствию необходимости множества систем, основанных на индивидуальном учете.

Информация является составной частью процесса реализации стратегии. Мы выявили две основных определяющих информации: организационную и управленческую. Важнейшими организационными определяющими являются состояние внешней среды и размеры организации. Ключевыми управленческими определяющими являются функциональная область и уровень управляющего в организации. Информационные системы могут оказывать на организацию влияние в таких вопросах, как ее характеристики, настроение, поведение ее членов.

Мы определили четыре варианта применения компьютерной технологии в производстве: автоматизированное проектирование, автоматизированное производство, интегрированное автоматизированное производство, а также гибкие производственные системы. Мы также рассмотрели различные типы нововведений и определили три основных механизма стимулирования обновления в организации: использование системы поощрений, поощрение предприимчивости, а также создание соответствующей культуры организации.

 

 

Реклама: